НАШИ ПАРТНЕРЫ КОНТАКТЫ НА ГЛАВНУЮ

Журнал
Обзоры рынков
Торговая площадка
Специалистам отрасли
НОВОСТИ

23-25 мая 2017 г в МВЦ «Крокус Экспо» состоялась крупнейшая международная выставка инновационных технологий для АПК «Мясная промышленность. Курин...

Новое перспективное направление -- «Рыба и морепродукты» будет представлено на международной выставке VIV Russia 2017. В рамках выставки состоится меж...
ГК «Дикси» провела стратегическую встречу с бизнес партнерами. На это мероприятие собралось более 1000 ведущих поставщиков группы. По итогам этой встр...

 30 июня 2016 года в 16.00 приглашаем руководителей бизнесов, топ менеджеров компаний и руководителей малого и среднего звена на территорию...


С 1 по 3 июня 2016 г. ГК «ЭФКО», крупнейший вертикально-интегрированный холдинг на российском рынке масложировой продукции, провела 10-ю Междунар...

Архив новостей   
















   

Рынок мороженого: итоги 2006 года

  Елена БЕРЕЗОВСКАЯ, Галина КЛИМОВА, обозреватели «Империи холода»

По данным Росстата выпуск мороженого в 2006 г. составил 387106 т, что почти на 10 тыс т ниже показателей 2005 г. (95,2%). Кроме Приволжского федерального округа, все остальные имели отрицательную динамику (см. стр.6).
По данным же Союза мороженщиков России, в 2006 г. объем продаж мороженого составил 412-414 тыс т (прибавка к 2005 г. более 2%). Реальна ли эта цифра? Журнал «Империя холода» по-прежнему придерживается мнения о вольной или невольной «погрешности статистики». На самом деле и объем производства, и темпы роста рынка выше тех, что фигурируют в сводках. Чтобы просканировать рынок, мы провели опрос ряда производителей, взяв разные по величине предприятия. Почти все они говорили о куда более существенном росте производства.
Конечно, кто-то из мороженщиков ежегодно уходит с рынка, и это минус к общему объему выпуска продукции. Но предприятия эти, как правило, небольшие, так что эти потери несопоставимы с приростами, которые дают большие и средние игроки: здесь речь идет о 10, 15 и даже 20% прибавки. Так, по данным отдела маркетинга, концерн «Русский Холод» увеличил объем производства по сравнению с 2005 г. на 30% (всего - 26 тыс т). «АльтерВЕСТ» прибавил 16%, «Калинов Мост» - 20% (всего 6 тыс т), «Колибри» подросла на 23% - это по объемам реализации. В подмосковной компании «Айс-Крим 2000» в плане объемов -- прирост небольшой, а в денежном выражении он составил 20%, что говорит, в первую очередь, об удачном развитии линеек и достойном качестве продукции.
Лидерами продаж 2006 г. опрошенные производители назвали следующие марки (из своего ассортимента). «Инмарко» - мороженое «Блондинка» и «Брюнетка» под зонтичным брэндом «Магнат», «Русский Холод» - «Белочка», «Смешарики», рожок «Золотой», десерты «Виньетка» и «Любимое»; «АльтерВЕСТ» - рожок «Почтальон Печкин» (клубника), стаканчик «Кот Матроскин», рулет «Венский вальс»; «Колибри» - традиционный рожок «Колибри». Лидером продаж компании«Айс-Крим 2000», как и в предыдущие годы, остается брикет на вафлях «Пломбир классический». «Калинов Мост», как и в 2005 г., лидирующей маркой назвал «Пломббестир» (мороженое в форме колбасы). «Мордовия-Холод» успешно реализует марки «Первоклашка», Ice Sport. У «Русской коллекции» треть продаж занимает «Наша лакомка».
Подтверждением тому, что рынок растет более быстрыми темпами, служит идущая полным ходом модернизация многих предприятий. Объемы производства в этом случае можно посчитать по вводимым мощностям. Чаще всего это новые, высокопроизводительные линии для выпуска высокотехнологичных сортов мороженого.
Тема модернизации заслуживает особого внимания, и журнал к ней еще вернется. А пока -- несколько примеров. Полтора года назад на рынке мороженого появился новый игрок -- нижегородская компания «Велрус». В 2006 г. новичок (заметим, в условиях жесткой конкуренции в этом регионе) уже реализовал более 5 тыс т продукции. А его план на 2007 г. - 7 тыс т. Этому предшествовала закупка современного оборудования, в т.ч. холодильного (около 2-х тыс единиц). И вот всего за год «Велрус» занимает 25% нижегородского рынка, а также «заходит» в другие крупные города Поволжья.
Быстрыми темпами развивается лидирующая «Инмарко». Основное ее развитие происходит на фабрике в Омске. По словам генерального директора компании Дмитрия Докина «в течение трех реконструкций производство в Омске увеличено с 10 до 44 тыс т в год».
Пустив новую фабрику в Подмосковье, «Русский Холод» установил там новейшее оборудование и начинает новый виток своего развития.
Постоянно обновляет парк оборудования подмосковный «АльтерВЕСТ», наращивая производство успешно продающегося мороженого в вафельной фасовке.
Компания «Колибри» (Н.Новгород) тоже увеличила выпуск мороженого в сахарном рожке с различными наполнителями, для чего была установлена комплексная система Т-line 800. (Эта компания традиционно производит вафельные изделия, так что здесь, как говорится, сам Бог велел использовать их в производстве мороженого.)
Каковы другие положительные тенденции российского рынка мороженого?
Председатель правления Союза мороженщиков России Вячеслав Выгодин: «Назову прогрессивный процесс появления на рынке интересных торговых марок, более активную диверсификацию производства, которая важна при сезонности продаж, и более профессиональную работу мороженщиков по продвижению своей продукции».
Валерий Елхов, генеральный директор Союза мороженщиков России: «Я бы отметил довольно быстрые темпы интеграции, укрупнение предприятий, развитие собственных торговых сетей».
Остановимся на ряде названных положительных тенденций подробнее. На рынке мороженого первая десятка производителей дает 43%, а ведущие 15 компаний - уже 55% продукции. С точки зрения перспектив консолидации -- это хорошие показатели. В каком виде она пойдет дальше?
Вячеслав Выгодин: «Я считаю, что в основном - в виде слияний. Хочу также отметить, что Россия сильна регионами. В ходе этого процесса многие региональные фабрики мороженого не только останутся на плаву, но и еще больше окрепнут».
Череда банкротств, связанных с уходом с рынка слабых государственных предприятий, заканчивается. Оставшиеся стараются укрепить свои позиции на рынке разными способами. Один из них - диверсификация.
«В месяц мы продаем от 1,5 тыс т куриных окороков, 2,5 тыс т сахара, много рыбы, всего около 800 товарных наименований», - рассказывает генеральный директор концерна «Снежный городок» Сергей Бачурин.
Помимо производства мороженого и оптовой торговли продуктами питания «Снежный городок» осваивает ритейл: в собственности хладокомбината 14 продуктовых магазинов и еще 26 - в аренде, при этом компания постоянно участвует в тендерах на выкуп торговых предприятий.
ООО «Мордовия-Холод» в 2006 г. наладило производство широкого ассортимента рыбной продукции и начало торговлю замороженными полуфабрикатами. В собственности компании находится крупнейший в Республике Мордовия цех по переработке рыбы в промышленных объемах, технические возможности которого позволяют перерабатывать в год более 3500 т продукции. Предприятие располагает низкотемпературными камерами (-16…-18оС) объемом 8 тыс т условного хранения и собственным железнодорожным тупиком. Среди поставщиков свежемороженой рыбы для ООО «Мордовия-Холод» -- крупные компании, являющиеся лидерами российского рынка рыбной продукции: «Русская рыбная компания», «Глобус», «ПродОптима» и др.
Свои мясные, рыбные цеха, собственные магазины, кафе, рестораны -- это стало у мороженщиков распространенным явлением. И не только это. В 2006 г. «Рязанское мороженое» и «Ледяной Дом» начали выпускать замороженные полуфабрикаты. Данный канал диверсификации используют немало производителей мороженого. В том числе «АльтерВЕСТ», «Инмарко», «Русская коллекция», «Талосто» и ряд других.
Кстати, «АльтерВЕСТ» демонстрирует особый вариант диверсификации -- это производство твороженого (полумороженое, полутворожок). Подробнее об этом -- в статье Алексея Дробинина на стр. 66-67 этого номера журнала.
До недавнего времени слабым местом у мороженщиков был сбыт продукции. Сегодня эту проблему многие решают вполне профессионально. Существенный рост рынка требует и качественную дистрибьюцию, и развитие сбытовых сетей. Иметь их в собственности намного выгоднее, поэтому мороженщики делают активные вложения в этот сегмент бизнеса.
Холдинг "Снежный городок" - приобрел недавно одну из самых крупных розничных сетей Омска и области. Так компания стала владельцем 106 киосков мороженого и около 300 торговых точек в этом регионе, а также складского комплекса и специализированного автопарка.
Генеральный директор холдинга Сергей Бачурин сказал журналу «Империя холода»: «Приобретение такой крупной розничной сети позволит нам существенно увеличить долю продаж в этом регионе, а также гарантирует, что данный актив не попадет к основным конкурентам. Планы у нас амбициозные, мы собираемся и дальше развивать собственную дистрибьюторскую сеть, осваивать новые регионы, в том числе - на западе Российской Федерации. Компания заинтересована в построении качественной дистрибьюции. Именно в нее мы собираемся вкладывать инвестиции. В 2006 г. холдинг открыл еще два филиала в регионах, в 2007 г. планируем продолжить эту политику».
Дмитрий Щапов («Велрус»): «В числе слагаемых успеха нашей компании - четко отлаженные каналы дистрибьюции, а также оптимальная схема логистики - ее мы отработали на наших традиционных замороженных продуктах».
Дмитрий Докин («Инмарко»): «Мы используем все пять каналов дистрибьюции - это киоски, магазины, дилеры, дистрибьюторы и субдистрибьюторы. «Инмарко» открывает филиалы в городах, где можно установить более 1200 морозильных ларей, т.е. получить представленность в торговых точках не менее 50%, а долю рынка -- не менее 30%. Сегодня мы являемся самым крупным покупателем ларей, общее количество которых составляет 48 тысяч. Для продажи мороженого компания имеет 543 павилиона из сэндвич-панелей, собираемых по датской технологии».
В 2006 г. расширила свою розничную сеть и компания «АльтерВЕСТ», сегодня она насчитывает 300 киосков.
Неотъемлемая часть дистрибьюции - холодные склады. О них надо сказать особо: их рост опережает самые смелые прогнозы. И в пищевой промышленности, и в торговле они строятся стремительными темпами. В последние два года (2005-2006гг.) на рынке мороженого складские комплексы построили «Русский Холод», «Инмарко», наращивает мощности терминалов компания «Колибри». В феврале 2007 г. ввел в строй новый складской комплекс «Велрус».
Директор фабрики «Калинов Мост» Анатолий Калинов на собственном опыте убедился, что без холодных складов производство мороженого развиваться полнокровно не может. «Холодильные терминалы очень важны для увеличения продаж мороженого, - говорит он. - Без них у производителей этой продукции нет будущего. Ведь надо не только произвести товар, но и охладить, обеспечить хранение при нужной температуре, быстро отгрузить. Нет смысла наращивать производство, если нет складов хранения. Иначе во время пика летних продаж работай хоть круглые сутки - нужных объемов не обеспечить». И это не только слова. Компания «Калинов Мост» недавно построила холодильный терминал и в ближайшем будущем собирается расширять складские площади.
Здесь мы назвали лишь тех, кто ответил на вопросы «Империи холода» в ходе подготовки к этому обзору. На самом деле размах строительства гораздо шире.
К сожалению, не всегда в результате усилий производителей мороженого (модернизация, строительство терминалов, развитие дистрибьюции и др.) появляется качественный продукт. Не всегда плодами этих усилий доволен потребитель.
Принимая ГОСТ, Союз мороженщиков России рассчитывал, что это положительным образом отразится на достоинстве продукта. Но, по данным Союза, на выпуск гостовской продукции перешли не более 30% предприятий. А если говорить об объемах такого мороженого - это не больше 10% от общей массы производимого продукта.
«Даже то, что выпускается, якобы, по ГОСТу, зачастую оказывается фальсифицированным», -- говорит Валерий Елхов.
На чем базируется это утверждение? По распоряжению мэра Москвы столичная государственная инспекция качества продуктов совместно с СМР летом 2006 г. провела проверку качества мороженого в торговой сети города. Было отобрано 78 наименований продукта 25 производителей. Наиболее распространенным нарушением оказалась замена молочного жира в гостовском мороженом на растительные заменители (до 80%). Выявлены и другие нарушения ГОСТа и ТУ.
Не было замечаний к продукции «Айсберри», «Баскин Роббинс», «Калинов Мост», «Магриб», «Нестле», «Озерского молочного комбината», «Талосто», ИП «Шибаланская» («Колибри»), «Шелер» и «Холод» (Воронеж). Не соответствовали требованиям по наличию кишечной палочки 10 образцов, по повышенному содержанию мезофильных аэробных микроорганизмов - 6 образцов.
По итогам проверок мэром Москвы дано поручение двум министрам по усилению контроля за качеством мороженого. Союз мороженщиков совместно с МосГИК также разработали мероприятия по устранению отмеченных недостатков. Всем руководителям предприятий, которых коснулась проверка, направлены соответствующие письма с протоколами результатов исследований.
Кроме того, в летний период Союзом была организована «горячая» телефонная линия для связи с покупателями. За три недели поступили десятки обращений, связанных с реализацией продукции. Чаще всего звонившие говорили о подтаявшем, деформированном мороженом, с мягкой вафлей, об отсутствии в ряде случаев упаковки, о большом разбросе цен.
Что ж, рынок мороженого, как и все другие, несовершенен. Но в процессе развития производители становятся более требовательными и к себе, и к другим. Будем надеяться, что предстоящая выставка «Мир мороженого и холода» продемонстрирует немало образцов достойного российского продукта.
"Империя холода", февраль 2007 г.



Империя холода © 2003