НАШИ ПАРТНЕРЫ КОНТАКТЫ НА ГЛАВНУЮ

Журнал
Обзоры рынков
Торговая площадка
Специалистам отрасли
НОВОСТИ

Компании BITZER, DANFOSS и GUENTNER продолжают серию ежегодных семинаров «Техно-Тур».

Ближайшие мероприятия пройдут: 21 сентября – Ново...

На крупнейшей международной выставке продуктов питания WorldFood Moscow отечественные и зарубежные производители и поставщики представят свою продукци...
11 сентября в рамках международной экспозиции оборудования и технологий для выращивания, добычи и переработки рыбы и морепродуктов Fishtech состоится ...

23-25 мая 2017 г в МВЦ «Крокус Экспо» состоялась крупнейшая международная выставка инновационных технологий для АПК «Мясная промышленность. Курин...

Новое перспективное направление -- «Рыба и морепродукты» будет представлено на международной выставке VIV Russia 2017. В рамках выставки состоится меж...
Архив новостей   
















   

Рынок упаковки будет насыщен к 2010 году

  О развитии упаковочного рынка рассказывает Владимир ЧУЙКОВ, президент выставки «РОСУПАК-2007».
-- Владимир Александрович, как Вы оцениваете развитие российского упаковочного рынка?
-- Сегодня рынок упаковки -- один из лидирующих сегментов российской экономики по темпам роста. С 1999 г. рост этой отрасли -- свыше 10% в год, что намного выше роста мирового рынка, который растет на 4-5%. Отдельные сегменты -- в частности, отдельные виды картонной упаковки и гибких пластиков -- растут еще быстрее, ежегодно прибавляя на 15-20%.
Большинство аналитиков склоняются к тому, что сейчас российский рынок упаковки растет больше в стоимостном выражении. И возможные незначительные колебания макроэкономической ситуации в России не остановят данную тенденцию. Ожидается, что процесс первоначального насыщения российского рынка упаковочными материалами продолжится, по достаточно скромным оценкам, до 2010 г.
Кроме того, более высокие темпы роста, чем рынок упаковки в целом, демонстрирует потребительская упаковка. Если наиболее вероятные ежегодные темпы роста для рынка упаковки в целом составляют 10-12% в стоимостном выражении, то для рынка потребительской упаковки этот показатель составляет уже около 15-16%. Ожидается, что в 2008 г. емкость рынка потребительской тары и упаковки превысит показатели 2003 г. более, чем в два раза.
Безусловно, демонстрируемая динамика привлекательна для инвестиций в упаковочный бизнес. Высокую инвестиционную активность проявляют как российские производители, так и западные компании, причем, практически во всех секторах упаковки. О своих новых проектах заявили такие ведущие мировые лидеры, как Alcan, Stora Enso, SCA, Tetra Pak, Amcor, Rexam, Sisecam, Owens-Illinois.
-- Чем, на Ваш взляд, обусловлен данный рост?
-- Рост рынка упаковки является производным от экономического роста и повышения уровня жизни россиян. Стремительный рост потребительского рынка (20% в год) обусловил, соответственно, спрос на упаковку. Как и во всем мире, основную долю занимает сегмент пищевой упаковки, который составляет 70-75% от всего рынка упаковки России.
Одним из факторов роста потребления упаковки является приближение России к европейской культуре потребления. Это использование натуральных продуктов с небольшим сроком употребления, экологичность, популярность продуктов быстрого приготовления, уменьшение единовременной покупки. Данные тенденции порождают новые предложения на рынке продуктов и, соответственно, в упаковке. При отсутствии жесткой конкуренции порой некоторые новые продукты на нашем рынке «приживаются» гораздо быстрее, чем у себя на родине.
Существенное влияние на развитие упаковочной отрасли оказал и тот факт, что на российский рынок еще с середины 90-х пришли транснациональные компании, признанные мировые лидеры -- Mars, Cadburry, ВАТ, Unilever, Nestle, которые принесли в отрасль западные стандарты качества. Многие компании уже заказывают упаковку здесь, в России, но, к сожалению, отечественные производители пока не всегда могут удовлетворить их требования. В связи с этим у европейских производителей есть все шансы занять те ниши, которые сегодня существуют и активно развиваются в российском упаковочном бизнесе.
Кроме того, существенно изменилась структура продаж. Рост торговых сетей и приход ведущих мировых лидеров на этот рынок спровоцировал развитие новых упаковочных сегментов как в секторе потребительской упаковки, так и групповой. Меняется роль упаковки и сама упаковка: она становится активным элементом маркетинговых коммуникаций между производителем и покупателем.
-- Но, несмотря на активный рост российского упаковочного бизнеса, отечественные производители пока не могут полностью удовлетворить потребности внутреннего рынка…
-- Да, это так. Как показывает анализ данных Государственного таможенного комитета, импорт упаковочной продукции и материалов пока составляет существенную долю в потреблении упаковки. По оценке специалистов компании PRADO Marketing, до 2004 г. лидером среди основных стран-поставщиков упаковочной продукции в РФ являлась Польша. Значительные объемы поставок тары и упаковки осуществляли Германия и Украина. Однако высокий уровень импорта с Украины обусловлен, прежде всего тем, что эта страна является коридором, через который поставляется продукция из стран Европы. В десятку лидеров по объему поставок в 2005 г. вошли Италия, КНР, Австрия, Франция, Великобритания, Финляндия и Чехия. Однако, хочу подчеркнуть, что сейчас в основном импортируется упаковка, которую по технологическим или экономическим причинам сложно изготовить на территории России. Причем такая упаковка, как правило, стоит дороже.
-- Что на сегодняшний день наиболее востребовано на российском упаковочном рынке?
-- Я могу признаться, что, безусловно, нам есть чему учиться у наших западных коллег как в сфере использования новых технологий, так и сфере организации производства.
На сегодняшний день достаточно широко проходит модернизация технологических комплексов у российских производителей упаковки. Причем наш растущий рынок «проглатывает» как самые современные, высокотехнологические машины, так и дешевое оборудование, и даже б/у. Я думаю, что в ближайшие несколько лет наиболее востребованы будут инновационные для России, но уже широко применяемые за рубежом технологии и продукты как в производстве самой упаковки, так и в сфере информационных технологий. И, конечно, опыт ведущих мировых лидеров, работающих в данном направлении, очень важен для дальнейшего развития российского упаковочного бизнеса и экономики страны в целом.
Одним из важных вопросов был и остается вопрос сырья. К примеру, текущий уровень дефицита сырья для производства гофрокартона в России оценивается на уровне 3-5% от общего объема потребления. Однако при реализации складывающихся тенденций и в производстве сырья, и в производстве упаковки уже в ближайшие годы уровень дефицита может достичь 7-10% объема потребления.
На мой взгляд, особого внимания заслуживают процессы, связанные с организацией труда и, в частности, логистикой. Неспроста на прошлой выставке «РОСУПАК-2006» этому направлению был посвящен специальный выставочный раздел. Неизбежная конкуренция на упаковочном рынке позволит выжить только высокоорганизованным компаниям, которые уже сегодня строят свой бизнес с учетом его дальнейшего развития. За этими технологиями, в том числе, будущее российского упаковочного рынка.
-- Что ожидает участников и посетителей выставки «РОСУПАК» в 2007 г.?
-- Международная специализированная выставка «FOODMASH» и Конференция «Международный день упаковки» будут организованы и в рамках выставки «РОСУПАК-2007». Кроме этих мероприятий, участников и посетителей выставки ожидает немало новых интересных проектов. В том числе впервые в рамках форума пройдет специализированная выставка «Фармаупак», на которой будут представлены лучшие образцы упаковки для медицинской и фармацевтической промышленности, активно развивающейся в России. Также в рамках «РОСУПАК-2007» пройдет второй всероссийский конкурс на лучшую национальную упаковку «Гранд-Звезда Россия».
журнал «Империя холода», апрель 2005 г.



Империя холода © 2003