НАШИ ПАРТНЕРЫ КОНТАКТЫ НА ГЛАВНУЮ

Журнал
Обзоры рынков
Торговая площадка
Специалистам отрасли
НОВОСТИ

23-25 мая 2017 г в МВЦ «Крокус Экспо» состоялась крупнейшая международная выставка инновационных технологий для АПК «Мясная промышленность. Курин...

Новое перспективное направление -- «Рыба и морепродукты» будет представлено на международной выставке VIV Russia 2017. В рамках выставки состоится меж...
ГК «Дикси» провела стратегическую встречу с бизнес партнерами. На это мероприятие собралось более 1000 ведущих поставщиков группы. По итогам этой встр...

 30 июня 2016 года в 16.00 приглашаем руководителей бизнесов, топ менеджеров компаний и руководителей малого и среднего звена на территорию...


С 1 по 3 июня 2016 г. ГК «ЭФКО», крупнейший вертикально-интегрированный холдинг на российском рынке масложировой продукции, провела 10-ю Междунар...

Архив новостей   
















   

Чиллеры в пищевой промышленности

  Елена НИКОНОВА, Татьяна ВЬЮГИНА,
исследовательское агентство «Бизнес Рейтинг»

В пищевой промышленности для поддержания оптимального температурного режима технологических процессов широко используются различные схемы водяного охлаждения оборудования. При этом от стабильности температуры охлаждающей воды или другого хладоносителя зависит не только качество, но и удельные затраты на производство единицы продукции. В настоящее время в качестве водоохладителей все более широко используются комплексные холодильные машины -- чиллеры (chiller), которые способны автоматически поддерживать температуру жидкого хладоносителя в заданных пределах с высокой точностью (до +1оС).
В качестве хладагента в чиллерах используются фреоны или аммиак, а в качестве хладоносителей -- вода, водные растворы солей или спиртов. В базовый комплект оборудования входит компрессор или компрессоры (поршневого, винтового или спирального типа), конденсатор (с водяным или воздушным охлаждением), терморегулирующий вентиль, испаритель, гидравлический контур и контрольно-измерительная аппаратура.
В пищевой промышленности чиллеры востребованы при производстве напитков (молока, пива, газированной воды, вина, соков) и пластиковой тары. Ниже мы рассмотрим некоторые технологические аспекты применения чиллеров в пищевой промышленности и обозначим потенциальных поставщиков современного водоохладительного оборудования на российский рынок.
Чиллеры в пивоиндустрии
Все пивоваренные заводы являются потребителями искусственного холода. Процессы охлаждения пива осуществляются на следующих этапах его производства -- охлаждение сусла перед брожением, главное брожение в ЦКТ, дображивание и созревание, пастеризация, розлив.
Ряд технологических процессов, например, брожение сусла и созревание пива, должны проходить при температурах, близких к 0ºС. Такие процессы протекают с выделением тепла. Отвод тепла и поддержание необходимой для технологии температуры обеспечивается непрерывным охлаждением технологического оборудования. Для того, чтобы температура продукта выдерживалась на уровне 0ºС, хладоноситель должен иметь отрицательную температуру. Таким образом, требуемый температурный уровень не позволяет применять для охлаждения воду, как это практикуется, например, на молочных заводах. В основном на пивных производствах для этой цели используется охлаждение раствором пропиленгликоля или испарением аммиака.
При брожении пива в ЦКТ сегодня существует два общепринятых варианта охлаждения пива: прямое и непрямое. В основном на пивных производствах используется охлаждение пропиленгликолем или испарением аммиака.
Прямое охлаждение. При прямом охлаждении хладоноситель (преимущественно аммиак) испаряется непосредственно в трубках, пластинах или рубашках, охлаждающих пиво. Прямое охлаждение экономически является более выгодным. Реальная экономия энергии при производстве холода (сравнительно с непрямым охлаждением) составляет до 30%. Кроме того, соответственно снижается требуемая холодильная мощность компрессорного отделения. Компрессоры можно перевести на более теплый режим работы, что положительно скажется на их эффективности. Также ввиду того, что аммиак может испаряться в широком диапазоне температур, прямое испарение позволяет более гибко управлять процессом охлаждения, избегая температурного шока для дрожжей. Последнее преимущество является очень важным технологическим аргументом в пользу прямого охлаждения.
В то же время, использование аммиака связано с известной степенью опасности. Это обуславливает применение специальных мер, исключающих возможную аварию.
Непрямое охлаждение. При непрямом методе охлаждение пива производится аммиаком не напрямую, а через своеобразное "передаточное звено". Аммиак испаряется только в самом охладителе, охлаждая трубки с хладагентом (обычно -- пропиленгликолем или этиленгликолем, реже -- этанолом ), который идет в трубки или рубашки, охлаждающие пиво. При этом необходимо учитывать, что хладагент необходимо охлаждать несколько ниже требующейся температуры (в среднем, на 3-4°С). Пока он собирается в накопителе и по системе трубопроводов попадает непосредственно к ЦКТ, эта температурная разница сглаживается.
Существенным преимуществом непрямого охлаждения является низкое давление охлаждающей жидкости в системе (за счет того, что гликолю не нужно испаряться), а это уменьшает вероятность утечки. Необходимое количество аммиака в холодильной системе существенно уменьшается. Холодильная установка работает с равномерной нагрузкой и в достаточно узком температурном диапазоне, что увеличивает срок работы оборудования. Применение накопителя позволяет сделать цикл работы холодильной установки прерывистым -- на какое-то время выключать ее из сети.
Учитывая то, что холодильная установка является наиболее серьезным потребителем электроэнергии на пивоваренном заводе, это поможет если не решить, то хотя бы смягчить проблему пиковых энергетических нагрузок. Эти преимущества являются весомым аргументом в пользу применения данного варианта охлаждения, что объясняет популярность непрямого охлаждения на пивоваренных предприятиях.
К недостаткам непрямого охлаждения можно отнести его большее (относительно прямого) энергопотребление, необходимость использования аммиачных компрессоров большей мощности, больших диаметров трубопроводов и арматуры для хладоносителя. Возрастает опасность температурного шока дрожжей.
Объемы продаж холодильного оборудования в этом сегменте связаны с ростом производства и потребления готовой продукции, при этом наблюдаются определенные волны спроса на оборудование, совпадающие с ростом производства готовой продукции. В качестве примера можно привести ситуацию на рынке пива в 1997–2005 гг.: за этот период была осуществлена реконструкция централизованных систем холодоснабжения на всех крупных пивзаводах. Это происходило на фоне формирования на российском рынке нескольких пивоваренных холдингов -- «Балтика», SUNInterbrew, Heineken, «Очаково». При этом потребление пива за этот период выросло в 3,4 раза с 261 млн. ДАЛ до 892 млн.ДАЛ.
Полностью статья опубликована в журнале «Империя холода», декабрь 2007 г.



Империя холода © 2003