НАШИ ПАРТНЕРЫ КОНТАКТЫ НА ГЛАВНУЮ

Журнал
Обзоры рынков
Торговая площадка
Специалистам отрасли
НОВОСТИ
C 23 по 25 мая 2017 г в Москве, в «Крокус Экспо», состоится крупнейшая международная выставка инновационных технологий для птицеводства и животноводст...
В ходе крупнейшей выставки инновационных технологий для птицеводства и животноводства «Асти Групп» впервые на рынке предлагает участникам мероприятия ...
Новое перспективное направление -- «Рыба и морепродукты» будет представлено на международной выставке VIV Russia 2017. В рамках выставки состоится меж...
Международная выставка инновационных технологий и перспективных разработок в сфере АПК – «Мясная промышленность. Куриный Король. Индустрия Холода для ...
ГК «Дикси» провела стратегическую встречу с бизнес партнерами. На это мероприятие собралось более 1000 ведущих поставщиков группы. По итогам этой встр...
Архив новостей   
















   

Отраслевой эгоизм сетевых ритейлеров

  Мушег МАМИКОНЯН, председатель правления Мясного Союза России

или Почему торговые сети финансируют себя исключительно за счет средств производителей мясной продукции, в т.ч. замороженных полуфабрикатов
Перспективы развития мясной отрасли сегодня оптимистичны, но мы должны объективно оценить и существующие риски. Даже поверхностное обозначение рисков позволит бизнесменам оценить вероятность их влияния на проекты в этом секторе.
С нашей точки зрения (кроме форс-мажорных) таковыми рисками можно считать:
• избыточное влияние сетей на товаропроизводителей;
• изменение конъюнктуры спроса;
• избыточное администрирование товаропроизводящего мясного комплекса.
Подробнее остановлюсь на взаимоотношениях сетей и товаропроизводителей. К великому сожалению, на рынке появились признаки, которые могут разрушать возможность последовательности экономических пределов. Или, иными словами, нарушать "обычный ход торговли".
Отраслевой эгоизм сетевых ритейлеров, их сплоченность, выражающаяся в жестком единообразии требований, предъявляемых поставщикам товаров, предопределяет формирование в РФ условий, при которых мясная отрасль начнет терять конкурентоспособность, а не наращивать ее. Изъятие прибыли у этой отрасли идет с такой динамикой, что вероятно мы имеем риск не успеть сформировать в РФ конкурентоспособное животноводство.
История развития национального проекта по животноводству имеет долгий и очень трудный путь. Сегодня мы находимся в области оптимизма и пика возможностей, которые, наконец, наступили. Однако назревающие трудности не менее опасны, чем былое засилье импорта в середине 90-х.
В частности, торговая наценка на продукты мясного ассортимента, с нашей точки зрения, рассчитывается и удовлетворяет все потребности и аппетиты ритейлеров. Создается впечатления, что на самом деле, ограничив доступ к конечным потребителям, сети финансируются исключительно за счет средств производителей мясной продукции и других поставщиков.
Примером нелогичного, несправедливого ценообразования можно считать наценку организованных сетей на замороженные полуфабрикаты.
Трудно представить, что торговая наценка в 40-45% на такой тип мясных изделий вещь - допустимая, и что такой подход соответствует обычному ходу торговли. Это, безусловно, препятствует росту спроса на мясопродукты.
Нелогичным выглядит и то, что для социального равновесия государство на перечень важнейших продовольственных товаров ограничило уровень НДС 10%. А розница ведь не делает никакой корреляции по поддержанию такой лояльности в ценообразовании для этой группы товаров.
Кроме торговой наценки, на поставщика мясной продукции накладывается ряд обязательств по продвижению товаров в магазине. Эти расходы по ряду товарных позиций доходят до 30-40% от товарной наценки. Таким образом, за счет себестоимости предприятия финансируют активность торговли уже в местах продаж:
• регулярные обязательные скидки вынуждают производителя поставлять товар по ценам ниже себестоимости в течение длительных периодов;
• решения об индексации цен затягиваются и не компенсируют рост издержек производителей;
• кабальные условия договоров предусматривают выплаты огромных штрафов, которые следуют за любые, даже самые незначительные отклонения;
• самым опасным положением договорных отношений считаем условия, при которых сети накладывают на товаропроизводителей обязательства по обеспечению фиксированной доходности на товарную позицию.
С ростом доли в торговле организованных сетей существенно ухудшилась возможность и быстрота предложения для покупателей новых типов продукции с улучшенными потребительскими свойствами. Любые изменения в матрицах продаваемого продовольствия натыкаются на договорную волокиту и консервативность сетей по поводу ввода новинок.
Таким образом, к примеру, существенно затрудняется распространение знаний и возможностей приобретения новых категорий и ассортиментных групп -- например, низкокалорийных мясопродуктов.
Многие товаропроизводители инвестируют под залог своего имущества большие кредитные средства как по линии национальных проектов, так и по другим льготным условиям кредитования села. Однако можно с большой точностью прогнозировать, что доходность от животноводческой деятельности также будет мигрировать в прибыль быстрорастущих организованных торговых сетей.
Из расчетов получается, что по всей цепочке создания ценности (продукта) такие сложные составляющие, как производство и переработка, имеющие наибольшую капиталоемкость, получают наихудшую возможность по зарабатыванию прибыли и аккумуляции собственных средств для развития конкурентоспособности.
Проблема эта носит не частный, а системный характер, ее решение лежит в компетенции законодательной и исполнительной власти РФ.
Тем временем, наблюдаемая на потребительском рынке эйфория спроса может измениться на реалистическую модель. И такое изменение может произойти на фоне продолжения улучшения макроэкономических показателей и роста доходов населения РФ.
Достаточно динамично развивающийся спрос все активнее переключается на более значимые для потребления товары длительного использования и услуги. Это обстоятельство приведет к увеличению доли затрат домохозяйств на тарифы, услуги и обслуживание кредитов. Будет происходить переоценка ценностей и затрат на текущее потребление.
Исходя из такой логики, можно ожидать, что конечные покупатели станут более прагматичны и точнее в выборе цены продуктов питания и будут, по всей видимости, менее падки на символы престижности, гордости и т.д.
Поэтому товаропроизводителям, работающим в премиальных секторах мясных продуктов, где существует возможность дополнительного заработка в цене товара, можно порекомендовать быть более осмотрительными с точки зрения объективности и реальной потребительской значимости предлагаемой с товаром дополнительной опции. Так, к примеру, продукты группы диетического питания будут более востребованы, чем "сугубо традиционная рецептура" с "легендированной историей".
Среди рисков динамичного роста рынка отметим также неурегулированность вопросов технического регламента. Попытка излишней детализации разрабатываемых регламентов вышла далеко за пределы основного принципа поддержки безопасности конечного продукта.
Существует заблуждение относительно полезности для отечественных производителей и потребителей скрупулезной детализации технических регламентов. А это приводит к незавершаемости окончания работы в этом направлении. Отступление от основного принципа безопасности и возможной унификации ряда положений для групп пищевых товаров приведет и уже привело к различным маркетинговым трактованиям и "рекламным войнам". А они не способствуют позитивному развитию отношений между потребителями и товаропроизводителями.
журнал «Империя холода», декабрь 2007 г.



Империя холода © 2003