НАШИ ПАРТНЕРЫ КОНТАКТЫ НА ГЛАВНУЮ

Журнал
Обзоры рынков
Торговая площадка
Специалистам отрасли
НОВОСТИ

23-25 мая 2017 г в МВЦ «Крокус Экспо» состоялась крупнейшая международная выставка инновационных технологий для АПК «Мясная промышленность. Курин...

Новое перспективное направление -- «Рыба и морепродукты» будет представлено на международной выставке VIV Russia 2017. В рамках выставки состоится меж...
ГК «Дикси» провела стратегическую встречу с бизнес партнерами. На это мероприятие собралось более 1000 ведущих поставщиков группы. По итогам этой встр...

 30 июня 2016 года в 16.00 приглашаем руководителей бизнесов, топ менеджеров компаний и руководителей малого и среднего звена на территорию...


С 1 по 3 июня 2016 г. ГК «ЭФКО», крупнейший вертикально-интегрированный холдинг на российском рынке масложировой продукции, провела 10-ю Междунар...

Архив новостей   
















   

Хладотерминалы компании «Продукты Питания»

  Дамир ИМАМОВИЧ,
вице-президент компании «Продукты Питания»

На сегодняшний день российский рынок современных складских и логистических комплексов можно назвать самым молодым сегментом коммерческой недвижимости. Он начал формироваться всего несколько лет назад и характеризуется высокой динамикой развития.
По данным Федерального ведомства внешней торговли объем рынка логистических услуг в России в 2006 г. оценивается в $25–30 млрд. По оценке экспертов, в отрасли работает свыше 6000 предприятий. При этом отечественному складскому рынку катастрофически не хватает холодильных мощностей. Дефицит площадей оценивается от 0,5 млн. м2. до 1,0 млн. м2. Он вызван приходом в страну большого числа иностранных компаний, а также неудовлетворительным состоянием российских складов, их низким уровнем обслуживания. При этом потребность в качественных складах, отвечающих специфическим требованиям, испытывают буквально все -- компании-производители, импортеры, дистрибьюторы, розничные сети, логистические, транспортные компании и государственные структуры.
В столице потребность в хранении и заморозке продукции превышает 50 тыс. т., при этом спрос на холодильные складские площади не удовлетворен даже наполовину. Существующие холодильные мощности не соответствуют растущим потребностям москвичей в продовольственных товарах. Причем, рынку не хватает помещений всех существующих форматов хранения: холодильных складов с рабочей температурой +1-7°С (гастрономия), +1…-1°С (плодоовощная продукция); морозильных камер с режимами хранения -12-18°С (продукты глубокой заморозки - мясо, полуфабрикаты, рыба, морепродукты и т. д. ); -36…-40°С (камеры для закалки продуктов).
Состояние и производственные мощности существующих в московском регионе низкотемпературных складов не соответствуют требованиям продовольственного рынка, а спрос на помещения холодных складов в Москве превышает предложение в силу того, что растут объемы торговли пищевыми продуктами, требующими холодного или морозильного хранения. По данным консалтинговых компаний, всего в московском регионе насчитывается около 45 холодных склада общей площадью порядка 350 тыс. м2, из них новых качественных объектов - единицы. Основной объем предложения – созданные в советское время хладокомбинаты - не в состоянии обеспечить потребности активно развивающейся пищеперерабатывающей промышленности.
Таким образом, современное состояние рынка складов в московском регионе, в том числе и в сегменте холодильно-морозильных складов, характеризуется повышенным спросом при отсутствии адекватного предложения. Строительство холодильников не пользуется должным успехом в связи с высокой стоимостью подобных проектов. Но в перспективе насыщение рынка стандартными мощностями приведет к снижению доходности по обычным складам, схемы строительства специализированных проектов будут оптимизированы. Тогда девелоперы станут закладывать холодильные мощности в большие логистические терминалы, а впоследствии -- возводить отдельные специализированные комплексы.
По мнению компаний-потребителей холодильно-морозильных складов, конкуренция в данном сегменте рынка складских услуг отсутствует, и такая тенденция сохранится и в ближайшие 3-4 года. Новые проекты холодильно-морозильных складов реализуются компаниями в основном для собственных нужд, в то же время старые хладокомбинаты будут постепенно выводиться из эксплуатации. По данным Российского союза предприятий холодильной промышленности, в период с 2006 по 2010 гг. будет выведено из эксплуатации пять хладокомбинатов с суммарной емкостью около 40 тыс. т., что создаст еще больший дефицит в этом сегменте рынка.
Что касается регионального рынка складских услуг, то, по материалам информационно-аналитической компании «Информбюро», среднегодовые темпы его роста (без московского региона) к 2010 г. прогнозируются на уровне 17-18% при опережающем росте публичного предложения качественных складских площадей для аренды или ответственного хранения (свыше 30% годовых).
Серьезным фактором повышения значения региональных центров с точки зрения развития транспортно-логистического рынка России является выход в регионы российских и западных розничных сетей, а также производителей потребительских товаров. Важную роль в развитии российской логистической системы играет иностранный капитал, поскольку для успеха в этой сфере требуются значительные инвестиции в транспорт и склады.
Тем временем спрос на холодильные и морозильные склады растет с каждым годом, что обусловлено расширением российского рынка замороженных полуфабрикатов и овощей, увеличением разнообразия и популярности охлажденных молочных продуктов и мороженого.
Отчасти проблему «холодного» хранения сегодня решают оставшиеся с советских времен овощехранилища, которые адаптируются под склады-холодильники с режимом +1…-7°С и +1°С, -1°С. Помещение оснащается современным оборудованием и начинает работать как холодильник. Так поступают некоторые розничные сети, которые, не имея возможности строить холодильный склад «с нуля», нуждаются в подобных мощностях. В холодильники переоборудуются и промышленные здания, которые не эксплуатируются по своему основному назначению. Некоторые торговые компании, не готовые инвестировать большие средства в строительство новых холодильных складов, создают их на базе имеющихся промышленных помещений или сухих складов, подготавливая для этого полы и устанавливая холодильные камеры.
В роли морозильников продолжают выступать старые хладокомбинаты. Так, например, на территории Москвы на сегодняшний день таковых насчитывается порядка 13. При этом 4 из них, по оценкам Российского союза предприятий холодильной промышленности, эксплуатируются более 10 лет, 1 - более 90 лет и 5 хладокомбинатов - более 70 лет! Помимо существенного технического износа, хладокомбинаты устарели морально, их реконструкция неэффективна.
Тем не менее, сегодня они продолжают активно использоваться, во-первых, потому, что, как уже отмечалось, высок дефицит подобных помещений, (строительство новых объектов слишком дорого), во-вторых, потому, что их расположение в Москве на 100% отвечает потребностям компаний, потенциальные потребители которых находятся в столице. Если в обычной логистике для компании важна высокая скорость оборачиваемости товара, то в случае с холодильными складами принципиальна оперативная доставка товара небольшими партиями в конкретные магазины, соответственно, расположение в черте города необходимо.
Примечательно, что если раньше хладокомбинаты представляли собой самодостаточные коммерческие предприятия, которые обслуживали крупных производителей и торговцев, то сегодня коммерческая деятельность постепенно сворачивается, 60-70% площадей сдаются в аренду или под ответственное хранение. Это становится основным бизнесом для компании-собственника. Помимо того, рынок холодильных складов сегодня отчасти формируют производственные компании -- мясокомбинаты, молокозаводы, фабрики мороженого. Имея в своей структуре холодильные мощности, они частично сдают их в аренду.
Кроме того, существует и практика поставки товаров в торговые сети непосредственно с производств. Так, например, компания-ритейлер, не обладая достаточным холодильным оборудованием для хранения всей ассортиментной группы, договаривается с производственной компанией о возможности прямых поставок.
Многие компании реконструируют старые помещения овощных баз и ангаров под хранение свежих фруктов и овощей. Ряд некоторых дистрибьюторов использует овощные базы для хранения и обработки мясных полуфабрикатов, сыров, майонеза, яиц и т. п. Некоторые производители, для хранения продукции которых требуются специальные температурные условия, вынуждены использовать собственные низкотемпературные склады.
Обычно на низкотемпературных складах хранится и обрабатывается продукция нескольких групп. Это так называемые биржевые товары - мясо, птица, сливочное масло, рыба, стандартные сыры. И - товары, относящиеся к группе FMCG: быстрозамороженные морепродукты, полуфабрикаты, овощные смеси; молокопродукты - масло, сыр, йогурты, а также охлажденная продукция - мясо, птица, рыба, детское питание.
Ввиду сложившейся ситуации, некоторые логистические компании и сами производители нацеливаются на строительство новых площадей низкотемпературных складов или на реконструкцию уже существующих. Данный шаг позволяет им расширить спектр предлагаемых услуг и оперативно решать свои собственные производственные нужды. Но строительство склада под собственные нужды требует большого объема инвестиций в оборудование и технологии, так что это строительство могут позволить себе только крупные компании. А средние и мелкие вынуждены довольствоваться арендой или ответственным хранением.
Следует отметить, что для компаний, занимающихся производством мясной продукции и замороженных полуфабрикатов в частности, логистическое звено и наличие собственных холодильных складов является важнейшим составляющим бизнеса.
Так, например, «Продукты питания» работают в России с 1997 г. и на себе ощутили весь спектр существующих проблем на рынке логистики. В то время не было серьезных требований к организации складов и дистрибьюции, не было специалистов. Когда мы начинали работать, то отказались от аренды существующих в России складов, потому что складских комплексов с уровнем сервиса и инфраструктуры, которые мы хотели иметь не было даже в развитых регионах России. Тогда это были четырехэтажные холодильники емкостью 10-20 тыс. т. единовременного хранения, оборудование было старым и, в основном, не ремонтировалось. Склады не обладали достаточной холодопроизводительностью, а также были не в состоянии устойчиво поддерживать необходимую температуру -18°С, что особенно важно для сохранения высокого качества замороженной продукции (для нас очень важно, чтобы на пути к потребителю наша продукция сохранила высокое качество и вкус).
Мы выбрали путь строительства собственных логистических дистрибутивных центров. Первый такой центр был построен в 1996 г. в г. Купавна Московской области, раньше, чем подошло к концу строительство завода. Новый склад имел вместимость 2000 т. единовременного хранения и был одним из лучших холодильников в то время. Сегодня в распоряжении компании три таких центра: в Калининграде (емкость 1200 т. готовой продукции), в Краснодарском крае (1 тыс. т.) и в Московской области (до 5 тыс. т.). В ближайшее время откроется еще один наш логистический центр -- в Новосибирске. Кроме того, планируется строительство центра в Екатеринбурге. Каждый логистический центр обеспечивает продукцией нашей компании несколько соседних регионов.
В целом площадь холодильных складов компании в Калининграде составляет 3800 м2, из них 2370 м2 - площадь склада готовой продукции. Склады работают в круглосуточном режиме, оснащены надежным оборудованием и отвечают всем современным требованиям хранения при пониженных температурах. Склад готовой продукции оборудован трехярусными металлическими стелажами производства La Fortezza, Италия, что обеспечивает максимально удобный доступ к продукции при отгрузке потребителю.
Кроме того, в Калининграде у нас 3 холодильные камеры вместительностью 1000 т. каждая, а также два склада сырья, включающих в общей сложности три холодильные камеры вместительностью 500 т. каждая, и склад готовой продукции из одной камеры с объемом хранения 1250 т. В камерах поддерживают температурный режим в пределах от -180С до -200С, выполнены они в соответствии с передовыми принципами строительства подобных сооружений. В ограждающих конструкциях используются сэндвич-панели с полиуретановым наполнителем. В дверных проемах установлены откатные двери с дистанционным управлением производства Италии и Франции, оснащенные необходимыми системами безопасности персонала и подогревом. Склад готовой продукции имеет закрытую погрузочно-разгрузочную рампу, оборудованную герметичными тамбурами с надувными уплотнителями и электрогидравлическими перегрузочными мостами производства Нидерланды.
Холодильные камеры малой площади оборудованы холодильными моноблоками и библоками производства Zanotti, Италия. Холодильная камера склада готовой продукции использует холодильную систему производства Profroid, Франция, с компрессорной централью на базе четырех винтовых компрессоров Bitzer и восемь воздухоохладителей Profroid.
Высокая термоизолирующая способность ограждающих конструкций, использование откатных дверей с электроприводом и пластиковые завесы дверных проемов позволяют минимизировать потери холодного воздуха при выполнении погрузочно-разгрузочных операций. Температурный режим в камерах поддерживается датчиками температуры, размещенными в камерах, и контрольной системой на базе промышленных контроллеров производства Siemens.
Следует отметить, что для оптимального размещения груза холодильный склад должен иметь удобные подъездные пути, достаточное количество разгрузочно-погрузочных ворот и наличие ж/д ветки. На начальном этапе строительства мы подвели железнодорожные пути к основному складу в Калининграде, и сейчас там формируется железнодорожный состав - так называемая рефсекция. Это особенно удобно в случае необходимости отправки большой партии товара. В этом случае клиент закупает целую рефсекцию, и она идет прямо в регион. Если партия товара небольшая, то рефсекция идет на наш холодильник в Старой Купавне или Брюховецке, там разгружается, а уже оттуда клиенты ее забирают и сами отправляют по всей России.
При развитии собственных логистических центров особое внимание следует уделять удобству транспортных путей для перемещения товара. С учетом сегодняшних российских реалий, можно констатировать, что производителю, желающему обладать собственным складом в регионе, в большинстве случаев надо быть готовым к значительным инвестициям в его инфраструктуру, в том числе и транспортную.
Так, «Продукты питания» постоянно усиливают мощности имеющихся складских комплексов, а также строит новый центр в Новосибирске. Этот центр уже сейчас рассчитан на пятилетнюю перспективу развития бизнеса - ежемесячно через центр будет проходить по 4,5 тыс. т. продукции. Строительство второго подобного центра планируется в Екатеринбурге. Но эти цифры касаются продукции всего ассортимента. Если бы речь шла о монопродукте, то вместимость всех наших логистических центров фактически удвоилась бы.
Мы предпочитаем комплексный подход к организации логистической системы, включающий и развитие собственного направления логистики, и сотрудничество с дистрибьюторами.
С помощью собственной дистрибутивной системы мы обслуживаем города-миллионники, но расширять ее до небольших городов нерентабельно с точки зрения бизнеса. К выбору дистрибьюторов в регионах мы подходим очень тщательно, поскольку ориентируемся на долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество. Кроме того, в штате дистрибьюторской компании работают наши торговые представители, которые оперативно предоставляют информацию о поведении товара на полках и мнении о нем наших покупателей.
Уверен, что именно такая схема взаимодействия окажется самой жизнеспособной. Дистрибутивные компании будут выполнять роль эксклюзивного партнера, который напрямую связан с производителем, знает конкурентные преимущества товара и умеет выгодно представить его в торговых сетях. Таким образом, число посредников в цепи поставок максимально сократится, что позволит ускорить процесс продаж, повысить оборачиваемость товарных запасов и снизить издержки.
Основными критериями при выборе партнера, оказывающего логистические услуги, являются для нас качество его работы и оперативность. При этом мы ориентируемся не на сегодняшние объемы продаж, а на то, как дистрибьютор выполняет взятые на себя обязательства, инвестирует ли он в складские технологии и транспортное обеспечение. Надо понимать, что успех в конечных точках продаж в первую очередь зависит от партнеров в области дистрибьюции.
Мы тщательно проверяем условия хранения нашей продукции даже после того, как вся ответственность за сохранение ее качества и внешнего вида переходит к дистрибьютору. Все партнеры должны иметь собственные хранилища и полностью отвечать за условия хранения продукции после поставки. Кроме того, важно, чтобы наценка дистрибьюции не превышала 15%, чтобы продукты продавались в выбранных нами ценовых сегментах: ТМ «Золотой Петушок» в ценовом сегменте «средний - средний плюс», а ТМ «Домашняя Сказка» в ценовом сегменте «средний - средний минус». Только так можно сделать наш продукт доступным потребителю со средним уровнем дохода.
Облегчает развитие дистрибьюции и наличие автоматизированного контроля над потоками финансов и товаров внутри компании. На мой взгляд, очень важно, чтобы все подразделения компании, сотрудничающие с дистрибьюторами, действовали в одном информационном поле, используя одинаковые информационные технологии.
Так, например, компания «Продукты Питания» уже второй год использует систему SAP. Для логистических подразделений компании самыми важными последствиями внедрения программы SAP в 2006 г. стали автоматизация процессов передачи данных между внутренними ее отделами и отображение всей текущей деятельности в режиме реального времени. Эта система позволяет максимально оптимизировать бизнес-процессы в части планирования, прогнозирования и предоставления фактической информации об объемах продаж, закупках и производстве. С этими инструментами можно легко отследить путь продукта от производителя к потребителю. SAP позволяет объединить в единое пространство все дистрибутивные центры, центральный офис и производственную базу в Калининграде.
Говоря о региональной структуре рынка замороженных продуктов, следует учитывать, что наиболее емкими рынками являются Москва и Санкт-Петербург, на которые приходится более 50% рынка «заморозки». Но производителям выгодно идти в другие города, поскольку экономически благополучные регионы догоняют столичные рынки ускоренными темпами. Следует помнить о том, что открытие дистрибутивного склада благоприятно влияет на развитие всей региональной экономики за счет создания новой инфраструктуры и появления новых рабочих мест.
Региональный склад позволяет компании наращивать объемы продаж в регионе, служит гарантией сроков и оперативности поставок, снижает вероятность ошибки при выполнении заказов.
Нельзя забывать и о самом существенном элементе, от которого зависит надежное функционирование всей логистической системы. Это транспортная логистика. Основной вид транспорта, используемый нами для перевозки груза по России, собственная железнодорожная ветка, которая работает по схеме “производственная линия - любой регион России”. На данный момент дистрибутивная сеть компании охватывает основную часть страны вплоть до Петропавловска-Камчатского, а также Украину, Белоруссию, Казахстан и Туркменистан.
Мы поддерживаем собственный транспортный парк для удовлетворения нужд производства: закупки и транспортировки вспомогательных материалов, оборудования и т. д. Дистрибьюцию же мы организуем в тесном сотрудничестве с нашими партнерами - транспортными организациями, логистами, дистрибьюторами.
Самый большой парк собственного автотранспорта у нашей компании сосредоточен в Старой Купавне Московской области, который обслуживает рынок Москвы и Московской области. В основном мы используем автомобильный транспорт с холодильными установками.
При этом организация логистики на европейской части России отличается от нашей деятельности на территории восточнее Урала. Для доставки в Сибирь невозможно использовать автомобильный транспорт, здесь нужны рефрижераторные секции из четырех железнодорожных вагонов. Удлиняются сроки доставки, возрастает необходимость собственных логистических складов в регионах. Именно поэтому мы строим свои дистрибутивные центры в стратегически важных для компании регионах или арендуем площади. Сегодня ведется строительство такого дистрибутивного центра в Новосибирске.
Дальнейшее развитие логистики нашей компании будет происходить не только за счет расширения системы собственной дистрибьюции компании, а, в большей степени, за счет развития партнерских отношений с дистрибьюторами. Будет происходить оптимизация и перераспределение нагрузки между нашим действующими дистрибутивными центрами и новыми объектами в стратегически важных для компании регионах: на Урале, Северо-Западе, в Поволжье.
журнал «Империя холода», март 2008 г.



Империя холода © 2003