НАШИ ПАРТНЕРЫ КОНТАКТЫ НА ГЛАВНУЮ

Журнал
Обзоры рынков
Торговая площадка
Специалистам отрасли
НОВОСТИ
В ходе крупнейшей выставки инновационных технологий для птицеводства и животноводства «Асти Групп» впервые на рынке предлагает участникам мероприятия ...

Организаторы выставки «Мясная промышленность. Куриный Король. Индустрия Холода для АПК / VIV Russia 2017», которая состоится 23-25 мая 2017 года ...

В 2017 году на выставке «Молочная и мясная индустрия» впервые будут представлены два новых раздела: «Корма в скотоводстве» и «Средства механизации». ...
Новое перспективное направление -- «Рыба и морепродукты» будет представлено на международной выставке VIV Russia 2017. В рамках выставки состоится меж...
Международная выставка инновационных технологий и перспективных разработок в сфере АПК – «Мясная промышленность. Куриный Король. Индустрия Холода для ...
Архив новостей   
















   

Рынок ароматики - новое качество

  «Рынок пищевой ароматики в России близок к насыщению», - такое мнение высказали ведущие игроки этого рынка журналу «Империя холода».
Три года назад наш журнал проводил исследование этого сегмента пищевого рынка. Прогнозы, которые делали тогда представители крупнейших мировых производителей, закрепившиеся на нашем рынке, полностью оправдались. Остался неизменным и перечень мировых компаний-лидеров, занимающих большую часть российского рынка: Aromco, Esarom, IFF, Firmenich, Givaudan, Hasegawa, Mane, Quest, Sensient, Symrise, Takasago (контролируют около 75% мирового рынка), а также Frutarom, Etol, Robertet и производители вкусо-ароматических «компаундов») Doehler и Wild. Основные российские производители - «Аромарос-М», «Джей Элан», «Комбинат химико-пищевой ароматики», « Скорпио-Аромат», «Тереза Интер».
Что касается оценок объемов, то по данным Euromonitor, в 2004 г. рынок ароматизаторов в России составлял $98 млн., в 2007 г -- 130 млн. евро.
На сегодняшний день емкость отечественного рынка ароматики оценивается приблизительно в 170 млн. евро. Сюда входят все ароматизаторы пищевого рынка, сладкое направление составляет 30%, из них мороженое –20%.
На вопросы журнала «Империя холода» об основных тенденциях на российском рынке ароматики, его конъюнктуре, уровне конкуренции отвечают представители компаний Firmenich и Symrise.
Александр Александров, менеджер по работе с ключевыми клиентами компании «Фирмениш».
Одна из основных тенденций рынка - рост потребности в натуральных ароматах во всех видах пищевого производства. К термину «идентичный натуральному» относятся уже спокойно, поскольку за последнее время уровень образованности потребителей значительно возрос за счет доступности информации, а вот «искусственный» ароматизатор на этикетке продукта практически не встречается из-за страха производителей отпугнуть потенциального покупателя. Стоит отметить, что на сегодня доля ароматизаторов, идентичных натуральным преобладает на российском рынке, а учитывая новые достижения молекулярной химии и новые технологии в химической промышленности, данный сектор будет расти.
Желание потребителей покупать и потреблять более дорогие продукты питания с натуральными ингредиентами не является тенденцией, свойственной только российскому рынку, которая зависит от роста покупательской способности населения. Чем выше доходы потребителей, тем значительнее их потребность в здоровой органической пище. Известно, что стоимость натуральных ароматизаторов выше, чем их идентичных «собратьев». Поэтому они идут, в основном, в премиальные продукты. Таким образом, если есть спрос, есть и предложение, причем в последние два года стабильно растущее.
С другой стороны, инновации в продуктах питания - функциональность и новые вкусовые решения. Функциональность в продуктах питания, в т.ч. и в мороженом, является второй мировой тенденцией, которая находит место и на российском рынке. Продукты питания с заданными функциональными свойствами - восстанавливающие силы, придающие энергию, улучшающие самочувствие, обогащенные витаминами, микроэлементами, клетчаткой, пробиотиками и пребиотиками (БИО), т.е. физически полезные для здоровья, а также - вызывающие удовольствие и радость потребления, т.е. эмоциональные ощущения.
Роль пищевых ароматизаторов в этой тенденции очень важная: во-первых, вкусовое решение должно поддерживать восприятие продукта как полезного, а во-вторых, ароматизаторы способны замаскировать нежелательные ноты, возникающие при использовании функциональных ингредиентов (витаминов, экстрактов). Вкус по-прежнему остается основным фактором успеха продукта, даже если этот продукт нацелен на получение организмом пользы.
В этом направлении развиваются новые технологии в производстве ароматизаторов: жидкие функциональные -- маскирующие нежелательные ноты, усиливающие ощущение сладости при снижении содержания сахара в продукте, сливочности вкуса при снижении жирности, ароматизаторы ощущений - пощипывание во рту, обильное слюноотделение, ощущение тепла или охлаждения и т.п., а также инкапсулированные ароматизаторы. Последние, кстати, уже активно используются в производстве чая и кофе, в производстве мясных продуктов, кондитерских изделий. Технологии инкапсуляции позволяют долгое время предохранять ароматизатор от окисления и «раскрывать вкус» только перед самым употреблением, например, после добавления воды, варки, жарки, попадания в рот (соприкосновения со слюной) и т.д.
На протяжении последних 6 лет цены на ароматизаторы были достаточно стабильны. Но некоторые из них очень сильно зависят от урожая сырья, входящего в их состав, например, ванили. Бобы ванили являются основным сырьем для производства как экстракта ванили, так и ароматизаторов. После кризиса в 1998 г., когда цена взлетела в 5 раз и потом вновь вернулась назад, их стоимость постепенно возрастает. И нет предпосылок к ее снижению.
Подобное происходит с цитрусовыми плодами, урожай которых в последние три года постоянно невысок из-за ураганов в Америке. Это привело к резкому росту цен и, соответственно, росту цены на все цитрусовые ароматизаторы на мировом рынке.
С началом мирового кризиса в 2008 г. и резкого увеличения цен на топливо и энергию возможен глобальный рост цен и на ароматизаторы. Это относится ко всем производителям без исключения.
Что касается соотношения цена-качество, то на сегодняшний день следует поставить КАЧЕСТВО на первое место, поскольку оно является фактором успеха, и многие крупные производители это уже прекрасно осознали. Однако ЦЕНЫ определяют успех продукта на рынке и не учитывать этот фактор, значит, не быть успешным. Но цены могут меняться, а качество меняться не должно.
Правильный и гармоничный баланс между качеством и ценой ароматизаторов - это то, что ищут производители. Рынок выбирает лучших.
Ценовая конкуренция - это конкуренция прямого столкновения на уровне одинаковых типов продуктов, и поэтому она губительна для обеих сторон, поскольку истощает ресурсы и снижает прибыль.
Конкуренция качества - это попытка обхода за счет дополнительных преимуществ, добавленных в однотипные продукты, что дает возможность конечному потребителю выбирать самому и делает его лояльным к конкретной торговой марке на долгое время.
Практически все зарубежные производители, и некоторые российские, имеют сегодня сертификат качества ISO, который предназначен для демонстрации и гарантии покупателям стабильного качества высокого уровня. Это сертификат предусматривает контроль качества на всех уровнях бизнеса -- от системы управления в компании до системы контроля готовой продукции.
О компании
Компания «Фирмениш» основана в 1835 г. в Щвейцарии. Более века занимается разработкой и производством отдушек для парфюмерной и химической промышленности и пищевых ароматизаторов (жидкие, порошковые, инкапсулированные) для всех видов продуктов питания, (напитков, продуктов сладкой группы и гастрономии), а также эмульсий и соковых основ для напитков.
Компания фокусируется на экспертизе вкуса. В нее включены как анализ тенденций и связанных с ними вкусовых решений, имеющихся на рынке, так и собственно изучение вкусового профиля, предпочитаемого группой потребителей, для которой создается продукт. Командой категорийных и локальных маркетологов накоплен большой опыт в понимании вкусовых тенденций в мировой и локальной динамиках. Исходя из понимания этих тенденций, они создают и знакомят своих клиентов с инновационными концепциями и вкусовыми решениями.
В области мороженого «Фирмениш» имеет глобальное стратегическое партнерство с компанией «Даниско». Таким образом, объединенный опыт двух фирм с экспертизами в ингредиентах и вкусе позволяет эффективно создавать и разрабатывать продукты, отвечающие ожиданиям наших клиентов.
В России компания «Фирмениш» работает с 1996 г.
Официальный дистрибьютер «Фирмениш» в России -- компания «Файн Ингредиентс».
Екатерина Черепенникова, директор по развитию бизнеса группы сладкой ароматики компании «Симрайз», к.т.н.
Российский рынок ароматики в последнее время начинает качественно преобразовываться. В начале - середине 2000-х годов наблюдалось резкое увеличение объема потребляемой ароматики, и ежегодно все новые и новые игроки приходили на рынок (как мировые лидеры, так и более мелкие и средние производители). Параллельно с этим развивались и набирали силу отечественные производители ароматики и вкусо-ароматических добавок. Этот процесс был обусловлен относительной ненасыщенностью рынка в плане ароматики, бурным ростом объемов производства пищевой промышленности, появлением новых и новых производителей.
Сегодня ситуация несколько изменилась. Объемы производства (за исключением некоторых категорий, таких, например, как премиум шоколад, или продукты глубокой заморозки для быстрого приготовления в домашних условиях) растут, но более сдержанными темпами по отношению к цифрам 5-летней давности (в среднем 3-6% в год).
Рынок пищевой ароматики близок к насыщению. Основные игроки рынка уже определились и каждый занял свою нишу (как ценовую, так и ориентированную на определенный сегмент пищевого производства). Данная ситуация предполагает новый качественный скачок в развитии рынка как поставщиков ароматики, так и производителей конечной продукции.
Инновационные технологии коснулись не только вкусовых профилей, но и функциональных аспектов. Речь идет о так называемой «умной» ароматике. При разработке ароматики нового поколения преследуются самые различные цели - например, достижение «чувственных» эффектов - таких, как нагрев, охлаждение, «сочность» и т.д., которые подключают к органолептическому восприятию конечного продукта дополнительные рецепторы, позволяя по-новому почувствовать даже привычные вкусы.
Также активное развитие идет в направлении функциональных ингредиентов, призванных решать различные задачи - от восполнения «недостающего» вкуса в продуктах с пониженным содержанием каких-либо основных ингредиентов (таких, как сахар, жиры, некоторые компоненты, способные вызывать аллергию и т. п.) до обогащения конечного продукта. И не только обогащения, но и придания ему определенных заданных свойств, например, нутрикосметика, использование полезных свойств экстрактов, направленных на релаксацию и гармонию, либо, наоборот, придание дополнительного заряда энергии для поддержания бодрости в течение рабочего дня.
К этому перечню можно добавить продукты, ориентированные на определенные группы потребителей - детскую аудиторию (одно из самых популярных направлений - обогащение продуктов кальцием), пожилых людей (поддержание деятельности сердечно-сосудистой системы, памяти, зрения и т.д.), активных людей среднего возраста (поддержание активности, концентрирование внимания).
Портрет нашего потребителя стремительно меняется, так же, как и окружающая нас действительность. Древнее высказывание, что человек есть то, что он ест, не теряет своей актуальности. У нас становится все меньше свободного времени, поэтому мы хотим максимально совмещать функциональность и полезность с практичностью и повседневностью. Наше питание призвано во многом решать наши проблемы, либо, как минимум, предостерегать от появления большинства из них.
Поэтому на плечи производителей и поставщиков ароматических ингредиентов, возложена непростая задача - мы должны предлагать привлекательные вкусовые концепции с пониманием региональных, возрастных и др. предпочтений. А также решать в дополнение и многие функциональные задачи, помогающие современному потребителю быть активным, красивым, востребованным в современном ритме жизни. Инновационное развитие, широкое понимание глобальных трендов, предугадывание «желаний» или требований сегодняшнего потребителя -- основа дальнейшего успешного развития рынка ароматизаторов и укрепление позиций игроков на современном пищевом рынке.
О компании
Компания Symrise – один из крупнейших в мире производителей пищевых ароматизаторов. Корпорация была основана после слияния двух производителей ароматизаторов и парфюмерных отдушек DRAGOCO AG и Haarmann & Reimer GmbH. Слияние формально завершено в 2003 г.
По всему миру работают 31 филиал Symrise, которые имеют научные центры, сенсорные лаборатории, маркетинг. Инвестиции в исследования и развитие превышают 7%.
Спектр продукции: парфюмерные масла, парфюмерные базы и особенности, сырье и активные компоненты для косметики, экстракты растений, стандартные синтетические душистые вещества и отдушки, смеси вкусо-ароматических веществ, фруктовые порошки, ароматика для напитков, ароматизаторы для производства чипсов и экструдированных продуктов.
Что касается мороженого, то Symrise создает все больше натуральных ароматизаторов, разрабатывает сложные продукты, улучшает их вкусовые профили и текстуру, предоставляет особые решения для разных групп потребителей.
журнал «Империя холода», октябрь 2008 г.



Империя холода © 2003