НАШИ ПАРТНЕРЫ КОНТАКТЫ НА ГЛАВНУЮ

Журнал
Обзоры рынков
Торговая площадка
Специалистам отрасли
НОВОСТИ
C 23 по 25 мая 2017 г в Москве, в «Крокус Экспо», состоится крупнейшая международная выставка инновационных технологий для птицеводства и животноводст...
В ходе крупнейшей выставки инновационных технологий для птицеводства и животноводства «Асти Групп» впервые на рынке предлагает участникам мероприятия ...
Новое перспективное направление -- «Рыба и морепродукты» будет представлено на международной выставке VIV Russia 2017. В рамках выставки состоится меж...
Международная выставка инновационных технологий и перспективных разработок в сфере АПК – «Мясная промышленность. Куриный Король. Индустрия Холода для ...
ГК «Дикси» провела стратегическую встречу с бизнес партнерами. На это мероприятие собралось более 1000 ведущих поставщиков группы. По итогам этой встр...
Архив новостей   
















   

Продовольственный рынок 2008 г. в условиях кризиса (Корпорация «СОЮЗ»)

  Илья Климаков, директор по торговле Корпорации «СОЮЗ»

Для производителей продуктов питания характерны способности к быстрой адаптации и готовность к переменам
Хотелось более подробно рассмотреть уже наступившие последствия кризиса для пищевой индустрии.
Известно, что в Петербурге и Москве цена недвижимости уже упала на 40% в долларовом исчислении. При этом ликвидность этого актива бесспорна только в условиях роста цен. Почему мы говорим об этом в рамках этого обзора? Потому что недвижимость являлась одним из основных аргументов для предоставления кредита торговым структурам, основной из которых, безусловно, является система сетевой торговли.
На рынке молочных продуктов доля сетевой торговли в дистрибьюции достигает 60%. При этом агрессивное развитие ритейлеров осуществлялось, как правило, за счет кредитования под залог недвижимости, под планы привлечения стратегических инвесторов, а также за счет бесплатных товарных кредитов, предоставляемых поставщиками.
Дальнейшее падение цен на недвижимость будет означать пересмотр имеющихся кредитных соглашений. Стратегические инвесторы приостановили планы своей экспансии с учетом снижения российских инвестиционных рейтингов и глобального характера кризиса.
Что остается делать ритейлеру? Только переносить свои издержки на поставщика, в том числе и за счет увеличения отсрочки. Что делать поставщику? Ужесточать требования по платежам и снижать объемы поставок.
Уже сейчас в ряде регионов заметно снижение представленности продукции на полках сетей. Ряд сетей допустили дефолты по облигациям. Ряд сетевых ритейлеров находятся в зоне риска -- так, ключевые финансовые структуры (Сбербанк, ВТБ) заявили о поддержке сетей с соотношением долга к EBITDA не более 3:1.
Одним из важнейших факторов, влияющих на успех, является верная оценка рисков и дифференциация каналов.
Насколько быстро могут возникнуть измененные каналы дистрибьюции, и как скоро индустрия вернется к продаже через продовольственные рынки и «магазины у дома»? Сказать крайне сложно -- начавшееся финансирование ритейлеров государством (несмотря на то, что мы оцениваем вероятность направления полученной сетями ликвидности в адрес производителей как минимальную), является отличным инструментом по сдерживанию инфляции, что, по нашей оценке, будет основным приоритетом государства на ближайшие месяцы. Таким образом, мы не стали бы рассчитывать на снижение существующих барьеров альтернативным каналам дистрибьюции в краткосрочной перспективе.
Рынок специальных жиров
Прежде чем переходить собственно к прогнозам на 2009 г., хотелось бы рассмотреть рынки сырья для производства спец. жиров.
Рынок подсолнечника в России. Раздел нашего предыдущего (летнего) обзора, посвященный рынку подсолнечника, начинался со слов:
«Рынок 2009/10 г. стартовал с высочайших начальных цен на подсолнечную семечку и масло. Оставшиеся на рынке аграрии и переработчики, наученные опытом потерь прошлого сезона, в условиях дефицита семечки, не спешат заключать долгосрочные контракты на ее закуп, несмотря на растущие цены… Стоп. Это мы забежали на год вперед».
Уже на момент написания этого обзора очевидно, что в 2008/09 г. урожай подсолнечника будет рекордным за последние годы (как минимум, за последние 16 лет). Общий сбор составит около 7,2 млн. т.
В нашем летнем обзоре мы рассматривали один из вариантов развития событий, при котором будет собран рекордный (до 7,5 млн. т.) урожай, экспортные пошлины будут заградительными и вынудят аграриев осуществлять продажи ниже уровня экспортной поддержки -- в нулевую рентабельность по цене 6-7 руб. за кг. к ноябрю. При написании этого обзора мы не могли в полной мере учесть масштабы кризиса ликвидности и полагали, что наличие доступных кредитных средств позволит агрохозяйствам удержаться на уровне минимальной или нулевой прибыльности.
Текущий (на момент написания обзора) уровень экспортной пошлины -- 20%.
Ставки по кредитам для агрохозяйств начинаются от 23% годовых, при этом, имущество для залога оценивается в 30-35% от балансовой стоимости.
Соответственно, уже на 1 ноября 2008 г. цена за 1 кг. семечки соответствовала нижнему уровню нашего прогноза, а на 12 ноября, в соответствии с индексом «Совэкон», 5,6 за кг.
С учетом же того факта, что с 2009 г. постоянные издержки на производство, как мы предполагаем, возрастут (это связано как со стоимостью денег, так и собственно затрат на ГСМ / энергию), можно констатировать, что вслед за рекордно высоким урожаем 2008/09 г. последует крайне низкий урожай 2009/10 г. Пока наш прогноз -- в пределах 5 млн. т.
Рынок тропических масел. Основной рынок, рынок пальмового масла, на протяжении сентября-ноября 2008 г., вслед за основными финансовыми рынками, демонстрировал тенденцию к снижению. Практически та же ситуация и на рынке соевого масла.
Сейчас, в условиях неопределенности с дальнейшим уровнем мирового платежеспособного спроса, крайне сложно предугадать уровень нижней поддержки тренда. При этом необходимо отметить тот факт, что существенного изменения в фундаментальных факторах пока не произошло.
Основная задача для анализа -- определить, достигнута ли точка бифуркации и будет ли сломлен долгосрочный растущий тренд 2006-2008 гг.?
Ключевыми факторами в этом исследовании являются способность новых стран-потребителей к дальнейшему росту. И, прежде всего, это относится к странам BRIC. В частности, если будет достигнут следующий виток кризиса -- а именно кризис потребительского спроса в США и еврозоне (уже сейчас только в США суммарный долг по кредитным картам составляет более $950 млрд., а доля невозвратных карточных кредитов выросла за год на 48%), то списание плохих долгов, череда личных банкротств могут обрушить все еще сравнительно стабильную систему потребительской розничной торговли крупнейшей экономики мира, включая связанные с ней финансовые институты.
Дальнейшим шагом может стать кризис обслуживающих американский потребительский рынок стран, и прежде всего, стран юго-восточной Азии. Этот кризис приведет к существенному замедлению экономики Китая, что непосредственно отразится в цене на нефть (потребление нефти Китаем достигает 9% от мирового, а суммарная доля Китая и Индии в мировом росте потребления нефти составляла по 2008 г. 45%) и общем уровне платежеспособного спроса в этой стране. Соответственно, при таком сценарии можно ожидать дальнейшего падения цены на нефть и смены долгосрочного тренда на основные виды тропических масел.
Определить сейчас вероятность такого развития событий крайне сложно. Необходимо, как минимум, оценить результаты прохождения США и ЕС первого витка кризиса и скорость снижения роста основных мировых экономик. Это можно сделать не ранее конца января 2009 г., когда будут опубликованы первые итоги года и окончится сезон рождественских продаж.
Если же оценивать рынок сырья в целом, то можно отметить высокую степень риска для всех производств, связанных с переработкой подсолнечника в 2009/10 г. Риск по 2008/09 г.: наиболее зависящие от внешнего финансирования компании могут начать активный демпинг с целью обеспечить себя недостающими денежными средствами, что вынудит и других игроков либо снижать объемы продаж, либо фиксировать убытки, в особенности, если средняя закупочная цена семечки по сезону у них окажется выше уровня в 6-7 руб. за кг.
Что же касается рынка тропических масел, то в условиях глобального кризиса ключевым элементом будет являться платежеспособность рынка -- премии за риск будут высоки, основным критерием для выбора клиента будет являться его платежеспособность. Тем не менее, даже при условии выхода мирового кризиса на новый виток и связанных с этим проблем, ситуация будет оставаться благоприятной для переработчиков, имеющих стабильную сырьевую базу.
Что же ждать в 2009 г.?
Означает ли вышеизложенное, что для нашего рынка исчерпаны все возможности для долгосрочного, уверенного и интенсивного роста? Ровно наоборот.
«Индекс промышленного оптимизма» наглядно демонстрирует, что для участников пищевой промышленности в особенности характерны способности к быстрой адаптации, мобильности и готовности к переменам.
После вполне естественного снижения индекса к 1 октября 2008 г., когда стало очевидно, что привычный сезонный рост спроса будет ограничен целым рядом дополнительных факторов, предприятия нашего сектора уже к ноябрю нашли способы и методы работы в условиях нестабильности и оценили те дополнительные возможности, которые принес кризис.
В этом обзоре совершенно не хотелось бы использовать стандартную фразеологию о том, что «кризис полезен, поскольку очистит рынок от неэффективных игроков и предоставит место для компаний, правильно выстраивающих свой бизнес».
Корпорация «СОЮЗ» не считает себя вправе оценивать правильность построения чужого бизнеса и давать какие-либо советы. Тем не менее, мы хотели бы напомнить, что в китайском языке слово «кризис» обычно обозначается иероглифами, где первая часть слова обозначает «опасность», вторая обозначает «шанс». Именно о некоторых шансах (и сопутствующих опасностях) и хотелось бы вкратце написать.
Новые ниши
Как и для всех остальных, для сетей необходима быстрая оборачиваемость денежных средств. Соответственно, ими будет постоянно вестись поиск наилучшего, в условиях нестабильности, предложения. Уже сейчас для молочной группы сети пересмотрели (или пересматривают) матрицу со стандартного сегментирования в сторону увеличения продукции нижнего ценового сегмента до 40%, а в некоторых регионах до 50% (за счет, прежде всего, среднего ценового сегмента).
С учетом постепенного выхода некоторых игроков из сетей и пересмотра матрицы, более чем возможен вход новых, но уже на других условиях (в том, что касается уровня отсрочки и размера бонусов). В частности, ряду наших клиентов удалось добиться снижения отсрочки по крупнейшим сетям -- в некоторых случаях до 7-10 дней.
Большинство сетей будет пересматривать ассортиментную матрицу в сторону уменьшения, при этом к основным критериям выбора поставщиков будет относиться неизменность качества и стабильность поставок.
С точки зрения позиционирования, ни в коем случае нельзя недооценивать роль премиального сегмента в молочной индустрии -- в отсутствие возможности порадовать себя приобретением нового автомобиля или плазменной панели люди будут готовы тратить деньги на то, чтобы побаловать себя дорогим сыром или молочным десертом.
Второй элемент нишевого позиционирования -- здоровое питание. Демографический всплеск не останется без последствий в потребительских предпочтениях -- даже в условиях тотальной экономии покупатели будут стараться обеспечить своим детям наиболее здоровый рацион.
Для успеха во времена нестабильности необходим постоянный анализ предложений на полке и поиск правильных, наиболее быстро оборачиваемых продуктов.
Каналы дистрибьюции. Несмотря на существенное и системное сокращение роли традиционной розницы и открытых рынков за последние годы, их функция в текущих условиях может оказаться крайне важной. Мы полагаем, что большинство наших клиентов предложат систему стимулирования своих дистрибьюторов за продажи в этот канал. Тем не менее, к продажам в традиционную розницу необходимо относится с осторожностью -- многие из таких операторов, как и сети, имеют проблемы с финансированием своих долгов, при том, что эффективность их работы существенно ниже.
Кроме того, мы рассчитываем на постепенное снижение барьеров для организации розничных торговых точек и предлагаем всерьез проанализировать опыт некоторых производителей из смежных индустрий по формированию собственных монобрэндовых мини-сетей на базе торговых палаток и павильонов. В качестве примера можно привести деятельность Великолукского МК в Санкт-Петербурге и области, который при показателях нумерической дистрибьюции в 18% и взвешенной в 23%, находится на втором месте по объему продаж в натуральном выражении, осуществляя распространение через собственную мини-сеть (и вряд ли сейчас испытывает существенные сложности, связанные с просрочкой платежей).
Заключение
В очередной раз мы вынуждены констатировать, что в среднесрочной перспективе рынок не будет простым. По своей структуре он во многом вернется к рынку начала двухтысячных /конца девяностых годов. Но необходимо честно признаться в том, что вместе с проблемами к нам неизбежно вернутся и те возможности, которыми мы обладали тогда.
За спадом всегда следует рост -- это неизбежно. И наш с вами сектор экономики, пожалуй, один из тех немногих, где финансовый кризис отразится меньше всего и подъем в котором начнется значительно раньше. Вероятнее всего фаза стабилизации кризисной ситуации наступит в середине-конце лета 2009 г., а уже с осени-зимы того же года многие из Вас начнут размораживать инвестиционные проекты, расширять штат персонала и получать стабильный маржинальный доход. Причем, по нашим оценкам, по крайней мере в процентном выражении на вложенный рубль, он будет существенно превосходить тот, который Вы получаете сейчас.
Кризис заставит пересмотреть отношение к поставщикам со стороны сетевого ритейла, вычистит с рынка аферистов и фирмы-однодневки. С высокой степенью вероятности еще до весны 2009 г. будут произведены положительные для нас с Вами реформы налогового законодательства. Но для того, чтобы быть в числе тех компаний, которые будут собирать этот урожай через год, сейчас нам понадобятся вся наша выдержка, гибкость и мобильность, взаимная поддержка, а также правильная оценка рисков (и готовность рисковать).
журнал «Империя холода», январь 2009 г.




Империя холода © 2003