НАШИ ПАРТНЕРЫ КОНТАКТЫ НА ГЛАВНУЮ

Журнал
Обзоры рынков
Торговая площадка
Специалистам отрасли
НОВОСТИ

Компании BITZER, DANFOSS и GUENTNER продолжают серию ежегодных семинаров «Техно-Тур».

Ближайшие мероприятия пройдут: 21 сентября – Ново...

На крупнейшей международной выставке продуктов питания WorldFood Moscow отечественные и зарубежные производители и поставщики представят свою продукци...
11 сентября в рамках международной экспозиции оборудования и технологий для выращивания, добычи и переработки рыбы и морепродуктов Fishtech состоится ...

23-25 мая 2017 г в МВЦ «Крокус Экспо» состоялась крупнейшая международная выставка инновационных технологий для АПК «Мясная промышленность. Курин...

Новое перспективное направление -- «Рыба и морепродукты» будет представлено на международной выставке VIV Russia 2017. В рамках выставки состоится меж...
Архив новостей   
















   

ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЗАМОРОЖЕННЫХ ПОЛУФАБРИКАТОВ («Продукты Питания»)

  Стефано Влахович,
президент компании «Продукты Питания»

С учетом сложившейся экономической ситуации, полагаю, всем интересно, что происходит сегодня на рынке замороженных полуфабрикатов, и как нынешний кризис повлияет на развитие этого сегмента в период с 2009 до 2011 гг.
Рынок полуфабрикатов в России
По данным аналитиков сегмент мясных полуфабрикатов демонстрирует впечатляющий процентный показатель увеличения доли рынка замороженных продуктов - 45,29%. Я считаю, что данные немного преувеличены за счет того, что с 2007 г. исследователи начали включать в список анализируемых компаний региональных производителей, которые раньше в анализ структуры рынка не входили.
В целом емкость рынка замороженных полуфабрикатов (ЗПФ) в 2007 г. составила примерно около $3 млрд. в денежном и 1698 тыс. т. в натуральном выражении. По предварительным данным его емкость в 2008 г. - $3,5-3,8 млрд. Но я думаю, эта цифра несколько ниже, потому что исследование было проведено до изменения курса доллара, и, скорее всего емкость рынка в денежном выражении составит $3 млрд. 200 млн. Что касается темпов роста рынка, то в денежном выражении они значительно выше (в 2007 г. - 23,6%) темпов роста рынка в натуральном выражении (в 2007 г. - 4,10%).
Очень интересен прогноз развития рынка на 2009 г. Увеличение объемов продаж будет напрямую зависеть от уровня доходов населения. В период кризиса, когда есть риск потерять работу, все большее значение для потребителя приобретает сама возможность поужинать, а удобство приготовления стоит в рамках шкалы его интересов далеко не на первом месте. Тем не менее, по прогнозам на 2009 г. аналитики предполагают рост рынка на 10-12% в денежном и на 2,5-3% в натуральном выражении.
Что касается нашего предприятия, то в 2007 г. мы увеличили свою долю на 2% и остаемся на втором месте среди 10 крупнейших компаний рынка ЗПФ. Первое место занимает компания «МЛМ» за счет того, что она работает в наиболее емком сегменте рынка -- сегменте котлет. А в этом году мы увеличили объем производства на 44%.
Полуфабрикаты из мяса птицы
Рынок полуфабрикатов из мяса птицы составляет в данный момент более 18% суммарного объема рынка замороженных полуфабрикатов. В других развитых странах этот показатель выше. Такой низкий процент говорит, скорее всего, о том, что российский рынок еще не сформировался. На самом деле мы ожидаем увеличение доли полуфабрикатов из мяса птицы в общем объеме рынка ЗПФ. По нашим прогнозам она составит свыше 50%. Мы прогнозируем такой высокий процент, так как потребление продукции из мяса птицы растет в два раза быстрее, чем продуктов из говядины и в 2,5 раза быстрее, чем из свинины. Сегодня в рационе питания среднестатистического жителя России на долю мяса птицы приходится до 33% от всего потребляемого объема мяса.
Кроме того, основу производства продуктов данной категории составляет мясо птицы, а это самый эффективный с экономической точки зрения способ получения животного белка в промышленных объемах даже в условиях тяжелой экономической ситуации и кризиса.
Что касается доли сегмента куриных полуфабрикатов в структуре рынка мясных ЗПФ, то рост данного сегмента в 2007 г. составил 29%, а его доля увеличилась до 40% от общего количества мясных полуфабрикатов. Емкость рынка в 2007 г. составила около $274 млн. в денежном и 305-310 тыс. т. в натуральном выражении.
Активные покупатели Российской федерации
Активные покупатели - это люди, которые регулярно потребляют полуфабрикаты (чаще 4-х раз в месяц). Естественно все мы часто слышим высказывание о том, что «моя семья не ест полуфабрикаты». Вместе с тем, спрос на продукцию растет с каждым годом и эта тенденция усиливается. Если в 2005 г. спрос был на уровне 40%, то в 2006 г. доля активных покупателей составляла уже 42,5%, а по прогнозу на 2011 г. их доля составит 56,8%.
Среди основных факторов, влияющих на спрос потребления полуфабрикатов, следует отметить увеличение темпов жизни населения, расширение ассортимента и рост качества продукции, развитие каналов дистрибьюции и состояние экономики в целом.
Почему люди покупают полуфабрикаты?
Основные причины потребления полуфабрикатов - это удобство их приготовления (47%) и вкус (28%). В действительности сегодня человек не может конкурировать с современными методами промышленного производства. Учитывая развитие технологий, которые применяются на российском и мировом рынках, потребитель не может сделать дома аналогичный продукт. Плюс к этому за счет высокой степени готовности продукта экономится масса времени. И вместо того, чтобы потрошить курицу, женщина, придя домой после работы, может поиграть с детьми или посмотреть сериал. Поэтому в реальной жизни, однажды попробовав полуфабрикаты и оценив сэкономленное время и вкус, потребитель навсегда остается нашим клиентом.
Среди других наиболее частых причин потребления полуфабрикатов опрошенные отмечали также широкий ассортимент продукции (13%) и низкую цену (11%).
Как выбирается продукт
Как показывают результаты исследований, 31% потребителей покупают знакомый продукт. Как правило, на подсознательном уровне узнаваем именно брэнд, поэтому основная реклама продукции изготавливаемой нами под ТМ «Золотой Петушок» идет в формате product placement. Если посмотреть некоторые отечественные сериалы, то можно увидеть, что когда героиня открывает холодильник, там очень часто лежит продукция ТМ «Золотой Петушок».
Весомыми критериями в пользу выбора продукта являются также его внешний вид (20%) и цена (20%). 10% опрошенных выбирают полуфабрикаты известных производителей, а для 8% решающим критерием является красивая упаковка.
В целом в последние годы меняется отношение потребителей к полуфабрикатам в сторону увеличения их потребления. Как отмечают 17-19% респондентов, это связано, прежде всего, с ростом качества продуктов. Только за последние 3 года доля активных покупателей увеличилась более, чем на 15%. Действительно в последние годы, наряду с ростом доходов населения, производители полуфабрикатов начали использовать в производстве более дорогие и качественные ингредиенты. Например, грудку при производстве куриных полуфабрикатов.
Дальнейший рост потребления замороженной продукции связан с увеличением доли активных потребителей и частоты совершения ими покупок.
Дистрибьюция
За последние 10 лет система дистрибьюции замороженных полуфабрикатов претерпела очень интересные изменения. В начале 90-х годов супермаркетов не было, и продажи осуществлялись через рынки. Сегодня мы пришли к тому, что ритейл является основным каналом дистрибьюции замороженных полуфабрикатов -- более 78% продукции реализуется в рознице. Из них 51% в супермаркетах, 21% в прилавочных магазинах, 17% на рынках, 11% в мини-маркетах. При этом розница не единственный канал дистрибьюции. Все большую долю занимает сектор HoReCa - 12%. Ожидаемые темпы роста сегмента HoReCa за 2008 г. - до 15%.
Важно при этом верно сегментировать представителей сетевого ритейла с точки зрения релевантности целевой аудитории сети и вашего брэнда, и не продавать товары люкс, например, через «Магнит», так как эта сеть имеет своего потребителя, который покупает конкретный товар определенной ценовой категории.
Перспективы развития розничной торговли в России довольно оптимистичные. В период до 2011 г. доля современных форматов розничной торговли вырастет более чем в 2,3 раза при росте ее оборота в 1,73 раза. Наиболее активное развитие ожидается в сегменте дискаунтеров и гипермаркетов. Кроме того, ускорится процесс консолидации розничных сетей как на федеральном, так и на региональном уровне.
Прогнозы развития рынка ЗПФ в условиях кризиса
Что касается рынка ЗПФ, то, несмотря на кризисные явления, ожидается, что он сохранит положительную динамику в 2009-2011 гг., хотя темпы роста будут снижены. Мы предполагали, что рынок в 2008 г. вырастет на 7-8%, но по текущей оценке это будет, скорее всего, 2-3%. Но и этот рост я считаю хорошим, тем более в условиях кризиса.
В 2009 г. ожидается сокращение спроса в высоком и премиальном ценовых сегментах за счет сокращения доходов населения и рост спроса на полуфабрикаты категорий «средний» и «средний-».
Говоря о прогнозах развития рынка до 2011 г. аналитики отмечают возможность восстановления роста уровня доходов и жизни населения, и как следствие постепенного восстановления спроса на продукты высокого ценового сегмента. Также возможно ускорение темпов развития сетевой розничной торговли и замедление темпов роста потребительских цен.
Угрозы и возможности в условиях кризиса
Угрозы. С учетом сложившейся экономической ситуации возможно естественное снижение покупательской способности или смещение спроса из высокого в средний ценовой сегмент. Наша компания производит готовые обеды «премиум» класса. Вот этот сегмент, я думаю, вряд ли будет активно расти в следующем году. А вот категория полуфабрикатов, которые мы производим в ценовом сегменте «средний», «средний+» будет расти очень неплохо. Поэтому кризис - это медаль о двух сторонах: есть как угрозы, так и возможности.
Среди угроз хотелось бы отметить возможную экономию на качестве ингредиентов со стороны некоторых производителей и как следствие ухудшение качества продукции. Возможно также замедление развития современных форматов розничной торговли, снижение уровня закупок продукции у производителей и, как результат, сокращение широты ассортимента и инновационности продуктов.
Снижение уровня дистрибьюции возможно за счет того, что сейчас инвестиции в ее развитие в регионах могут не получить нужный возврат, и дистрибьюторы, понимая риски, приостанавливают свою экспансию в регионы.
Возможности. Хорошие возможности сегодня имеют производители, которые изготавливают традиционные продукты в среднем ценовом сегменте, так как на них прогнозируется повышение спроса.
Возможно также сокращение затрат производителей на вывод и продвижение новых марок и снижение уровня конкуренции в среднем и высоком ценовом сегментах.
Резюмируя сказанное, хочу отметить, что даже в условиях кризиса рынок замороженных продуктов сохранит свою привлекательность и будет расти, но не столь высокими темпами. Вместе с тем аналитики прогнозируют довольно высокие темпы развития сегменту полуфабрикатов из мяса птицы. По прогнозу Мясного Союза к 2010-2012 гг. потребление мяса птицы достигнет 50% от общего объема потребляемого мяса. В этой ситуации производители полуфабрикатов из мяса птицы имеют реальные перспективы развития.
(С этим материалом Стефано Влахович выступил на 7-м международном форуме Института Адама Смита «Российская пищевая промышленность»).
журнал «Империя холода», январь 2009 г.



Империя холода © 2003