НАШИ ПАРТНЕРЫ КОНТАКТЫ НА ГЛАВНУЮ

Журнал
Обзоры рынков
Торговая площадка
Специалистам отрасли
НОВОСТИ

Компании BITZER, DANFOSS и GUENTNER продолжают серию ежегодных семинаров «Техно-Тур».

Ближайшие мероприятия пройдут: 21 сентября – Ново...

На крупнейшей международной выставке продуктов питания WorldFood Moscow отечественные и зарубежные производители и поставщики представят свою продукци...
11 сентября в рамках международной экспозиции оборудования и технологий для выращивания, добычи и переработки рыбы и морепродуктов Fishtech состоится ...

23-25 мая 2017 г в МВЦ «Крокус Экспо» состоялась крупнейшая международная выставка инновационных технологий для АПК «Мясная промышленность. Курин...

Новое перспективное направление -- «Рыба и морепродукты» будет представлено на международной выставке VIV Russia 2017. В рамках выставки состоится меж...
Архив новостей   
















   

Замороженные полуфабрикаты в 2008-2009 гг.: итоги и прогнозы

  Елена Березовская, «Империя холода»
Аналитики уже отметили, что в ноябре 2008 г. производство большинства видов пищевой продукции сократился. Рост наблюдался только в производстве мяса и мясных полуфабрикатов, а также сахара. Экономисты из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования недоумевали: спрос на продовольствие должен сокращаться в последнюю очередь. По их мнению, скорее всего снижение производства продуктов питания связано не с сокращением спроса, а с ростом кредиторской и дебиторской задолженности и недостатком финансирования оборотного капитала. Необходимо также учесть эффект немедленной реакции негативных ожиданий. На основе высказываний участников рынка попробуем представить, чего нам ждать от наступившего 2009 г.
Овощная «заморозка» - отложенный рост
Объемы российского рынка замороженной плодоовощной продукции в последние несколько лет постоянно увеличивались. Еще осенью 2008 г. прогнозы также были достаточно оптимистичны, хотя по цифрам и более скромны. Но уже в октябре кризисные тенденции заставили многих перейти в режим ожидания и жесткой экономии внутренних расходов.
Еще в начале 2008 г. среди основных тенденций российского рынка замороженных полуфабрикатов игроки выделяли увеличение спроса на продукцию класса премиум и снижение влияния ценовых факторов конкуренции. С появлением в нашем обиходе слова «кризис» вектор развития стал меняться на противоположный.
Мнение большинства производителей и поставщиков овощной «заморозки» на российский рынок в конце 2008 г. звучало так: «Хорошо, если объемы продаж в сезоне 2008-2009 гг. останутся на уровне сезона предыдущего». По оценкам «Бизнес Аналитики», рынок замороженных овощей в России в сезон с июля по июль 2007-2008 гг. составил 145 тыс. т. По данным других источников объемы продаж составляли 130-140 тыс. т. и останутся на этом уровне и в сезоне 2008-2009 гг.
Как известно 2007 г. был неурожайным по овощам, ягодам, грибам и картофелю, что повлекло за собой ощутимое повышение цен. В 2008 г. многие компании начали использовать другие логистические схемы, что также отразилось на ценах. Некоторое ослабление роста цен обещал урожай 2008 г. Однако банковский кризис в России уже в сентябре внес свои коррективы. Пик дефицита ликвидности пришелся на осень, когда основной объем овощной «заморозки» традиционно поступил на российский рынок из-за рубежа. И тогда у многих дистрибьюторов, из-за отсутствия возможности взять кредиты в банках, не оказалось денег, чтобы расплатиться за заказанный товар.
«Рынок привстал, - так охарактеризовал этот момент Анатолий Сорокин («Скайс» - ТМ «Зимовье», «Кулинарный туризм»). Пока реальных проявлений кризиса нет, неплатежи связаны с определенным ожиданием. Все немножко зажались - потребитель, оптовик, дистрибьютор, дилер (он привезет продукцию, а ее могут не купить), зажали деньги торговые сети, магазины. Особенно эта тенденция проявилась во второй половине октября. К концу ноября все немного активизировались, потому что впереди Новый год. Я имею в виду российские регионы, поскольку мы работаем именно с ними. После Нового года будет провал, потом, с середины февраля начнется активизация и следующий этап повышенного внимания к овощной «заморозке» - время Великого поста, хотя активность будет, конечно, не такой как в прошлые годы».
Вообще, период осени и начала зимы 2008 г. многие характеризовали как период ожидания, который связан, скорее с психологическими моментами, чем с реальной экономикой.
Игорь Сметанин, генеральный директор компании «АЙСБИТ», ключевой игрок российского рынка «заморозки», признает, что неопределенность на рынке рождает неопределенность покупательского спроса. Однако для его компании 2008 г. завершился вполне благополучно. «У «АЙСБИТА» нет кредитов, нет займов, программы вывода новинок на рынок мы сокращать не собираемся, - говорит г-н Сметанин.- В 2008 г. такими новинками ТМ «4 СЕЗОНА» стали грибы с картошкой -- вкусный гарнир и готовая суповая заправка. Мы существенно расширили линию готовых блюд кухонь мира за счет четырех новых продуктов - русского «Барашек с гречкой», грузинского «Чахохбили с фасолью», тайского «Лапша карри» и итальянского «Пенне карбонара». «АЙСБИТ» завершил сертификацию по программе «ГМО Свободный продукт». И теперь можно с абсолютной уверенностью утверждать, что вся продукция «4 СЕЗОНА» полностью свободна от генетически модифицированных ингредиентов, что подтверждает соответствующая эмблема на нашей упаковке».
«Серьезные проекты, скорее всего, будут отложены до лучших времен, - считает Анатолий Сорокин. «Скайс», например, приостанавливает большой проект по готовым обедам. Однако в Астрахани, на нашем предприятии, будут выпускать новые овощные смеси (томаты, перец, баклажаны) под ТМ «СБК. Современная Быстрая Кухня». Фасовка ручная, нарезка крупная, целиком из российского сырья. Экспериментальные партии новой продукции готовы. Пока эти смеси попробуют в Астрахани».
Некоторые отечественные производители, несмотря на кризис, настроены достаточно оптимистично, поскольку считают, что он откроет новые возможности для роста. Среди них - холдинг «Рус Фуд Менеджмент» (ТМ «Краски лета»), который открыл в сентябре 2008 г. Шебекинский овощной комбинат по заморозке овощей (Белгородская обл.). Комбинат предполагает работать на отечественном сырье и потеснить польских производителей. В ноябре-декабре холдинг «Рус Фуд Менеджмент» провел активную рекламную компанию в печатных СМИ, на телевидении и в Интернете по продвижению брэнда «Краски лета». По мнению аналитиков, планы «Рус Фуд Менеджмент» могли бы осуществиться при условии значительного роста рынка, чего сейчас вряд ли можно ожидать.
Как известно с ростом объемов отечественного сырья в последние годы связывали надежды многие производители, но пока говорить о коренном переломе не приходиться.
«Больших подвижек с российской продукцией не произошло, - говорит Анатолий Сорокин (Скайс»). Мы заготавливаем сырья неизмеримо меньше потребностей российского рынка. Это наша общая беда, российские фермеры пока не могут вырастить необходимого количества овощей и фруктов, да еще нужного качества. Нет отработанной инфраструктуры по сбору. Наша компания, например, в Астрахани не смогла заготовить клубнику, хотя была договоренность о поставках. Но во время сбора урожая фермер сказал откровенно, что ему легче эту клубнику выбросить, чем доставить к нам на комбинат, что на рынке он больше получит за этот товар. Пока фермерских хозяйств мало, как только их будет достаточное количество, появится конкуренция, тогда можно будет рассчитывать на реальные поставки российского сырья для «заморозки». Но все-таки движение в этом направлении идет», - соглашается Анатолий Сорокин.
По данным «Бизнес Аналитики», в первой половине 2008 г. совокупная доля рынка российских производителей выросла по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. на 8% в натуральном и в стоимостном выражении. В то же время польской «заморозке» принадлежит по-прежнему львиная доля на овощном рынке - 80%. Кстати, Польша тоже испытывает влияние финансового кризиса, однако, ситуация там более благополучная: ниже уровень инфляции, меньше уровень безработицы.
«Цены на замороженные овощи и фрукты взлететь не должны, но это возможно при резком изменении курса доллара, потому что овощная «заморозка» - это, в основном, импорт, привязанный к валюте, -- считает Анатолий Сорокин («Скайс»). Однако если рубль будет падать и дальше, тогда цены поменяются ощутимо. Пока же поставщики стараются цены немного снизить, чтобы компенсировать рост курса доллара в России. Тем более, всегда надо учитывать, что высокие цены спровоцируют падение спроса».
В нынешних условиях, по мнению других игроков рынка овощной «заморозки», цены будут увеличиваться из-за инфляции, из-за постоянно растущих издержек. Юлия Ефлеева, представитель в России польской компании Hortino (ТМ POLTINO), отмечает, что сейчас многие производители делают все возможное, чтобы предложить продавцам какие-то дополнительные условия, дабы товар остался конкурентоспособным. Во время кризиса г-жа Ефлеева предполагает смещение потребительского спроса в сторону недорогих позиций (монокультуры, хорошо известные, полюбившиеся смеси), новый виток заинтересованности к весовым вариантам продаж. Однако рано или поздно сложные для бизнеса времена сменятся подъемом, а потому и планы компаний не стоят на месте. Так, под ТМ POLTINO в 2009 г. планируется вывести на российский рынок новые позиции овощей для жарки с оригинальным названием «Овощи на сковородку». Они будут представлены в ассортименте с римской, парижской и ставропольской приправами.
По мнению Анатолия Сорокина («Скайс»), премиум-сегмент в России не так велик, поэтому возможно изменение спроса в нем не произойдет. «Кто покупал, тот и будет покупать независимо от цены, средств у этой категории покупателей будет достаточно. Но и роста в этом сегменте ожидать не стоит».
Аналитики отмечают, что уровень конкуренции на рынке овощной «заморозки» по-прежнему высок, однако можно заметить некоторое «снижение степени агрессии», в основном, российских производителей. Это связывают в первую очередь с высоким уровнем актуальных финансовых проблем, а также с тем, что мало кто представляет себе ситуацию в развитии, и, следовательно, не определился со стратегией на ближайшее будущее.
Не только экспортеры, но и практически все участники рынка испытывают трудности в связи с отсутствием своевременных платежей, и в 2009 г., по некоторым прогнозам, ситуация будет усугубляться. Виной тому все тот же кризис: проблемы с банками, проблемы с потребительским спросом в конечных точках продаж. Есть проблемы с неплатежами торговых сетей, которые смещают сроки погашения своей задолженности в сторону увеличения, объясняя это невозможностью перекредитоваться в банковской системе. Ситуация осложняется растущими ставками по кредитам.
Полностью обзор напечатан в журнале «Империя холода», январь 2009 г.



Империя холода © 2003