НАШИ ПАРТНЕРЫ КОНТАКТЫ НА ГЛАВНУЮ

Журнал
Обзоры рынков
Торговая площадка
Специалистам отрасли
НОВОСТИ
Ежегодно международный слет холодильщиков предлагает его участникам сюрпризы. И в этом году организаторы готовят очередной…
Ежегодное обновление ф...


Компании BITZER, DANFOSS и GUENTNER продолжают серию ежегодных семинаров «Техно-Тур».

Ближайшие мероприятия пройдут: 21 сентября – Ново...

На крупнейшей международной выставке продуктов питания WorldFood Moscow отечественные и зарубежные производители и поставщики представят свою продукци...
11 сентября в рамках международной экспозиции оборудования и технологий для выращивания, добычи и переработки рыбы и морепродуктов Fishtech состоится ...

23-25 мая 2017 г в МВЦ «Крокус Экспо» состоялась крупнейшая международная выставка инновационных технологий для АПК «Мясная промышленность. Курин...

Архив новостей   
















   

Рынок мороженого: измеряем градус кризиса

  В связи с новой экономической ситуацией журнал «Империя холода» задал ряд вопросов производителям мороженого
1. Какова на сегодняшний день доступность кредитных ресурсов?
2. Выстроились ли новые отношения с торговыми сетями?
3. Улучшается ли ситуация с неплатежами?
4. Ваши антикризисные меры?

Алексей Дробинин, вице-президент ГК «АльтерВЕСТ»:
«У нас все как у всех»
Взаимоотношения между предприятиями и банковским сектором сейчас изменились коренным образом. Раньше мы бегали за банками, теперь они одолевают нас звонками. Но если прежде они говорили с нами ласково, то нынче демонстрируют рейдерские замашки.
В итоге банки преимущественно кредитуют госкомпании и фирмы, имеющие госзаказ. А коммерческие предприятия если и могут брать кредиты, то лишь короткие. Конечно, наш премьер не рекомендует называть банки жирными котами, но, пожалуй, они заслуживают сейчас более крепких эпитетов.
Отношения с некоторыми торговыми сетями тоже изменились. Часть сетей разорилась - на них поданы судебные иски. Но дело в том, что они банкротятся очень грамотно - устанавливается соответствующий порядок выплат, образуется очередь, где ты можешь оказаться в хвосте и ничего не получить.
Наша компания тоже попала в такую ситуацию. Мы регулярно поставляли мороженое в сети «Мосмарт» и «Гроссмарт» - обе обанкротились. Теперь стоим в долговой очереди. Уцелевшие сети стали в какой-то мере гибче. Мы продолжаем работать с сетями «Патэрсон», «Копейка», в том числе - и по проекту частных торговых марок (считаем это направление перспективным). Участвуем в тендерах ряда других крупных торговых сетей.
Неотъемлемая часть кризиса - неплатежи. Мы поневоле стали участниками этого процесса: живем по принципу «нам должны - мы должны». Конца этому процессу пока еще не видно. Думаю, выход из такого положения будет долгим. А поскольку движение денег замедлилось, соответственно замедлилось и развитие предприятий реального сектора.
Принимая антикризисные меры, мы сократили все, что можно, без чего так или иначе можно обойтись. Стали более прицельно и очень экономно распоряжаться деньгами. В общем здесь у нас все, как у всех. С нетерпением ждем жаркого лета, рассчитываем на хорошие продажи.
Дмитрий Докин, председатель совета директоров компании «Инмарко»:
«Мороженое и в кризис остается полезным молочным продуктом»
Отношения производителей с торговыми сетями меняются. В связи с тем, что они всегда требовали больших отсрочек и в конце прошлого года, перед контрактной компанией, сами чувствовали себя нестабильно, оголтелый ажиотаж вокруг поставки в сети «любой ценой» пропал. Принципиально уменьшилось число желающих играть в это время «с огнем» - все предпосылки привели к выстраиванию более спокойных, взаимовыгодных отношений с сетями. Никому не хотелось платить авансовые «входные билеты» - а что, мол, будет с сетью через полгода? Никому не хотелось заключать договор на нерентабельных условиях - в смутное время все предпочитают отказываться от «спонсорских проектов». Но нужно понять и сети: они попали в нелегкое положение и сейчас ищут всевозможные пути по изысканию иных источников своего развития. Поэтому можно говорить о том, что их новые отношения с производителями только начинают выстраиваться.
В то же время, кровеносная система экономики едва лишь начала наполняться ликвидностью, и сейчас можно говорить только о начале улучшения при существовании большого количества тромбов на пути от Центробанка до реального сектора. Кроме того, девальвация рубля привела к увеличению стоимости продукта (несмотря на все разговоры о потеплении климата, у нас не стали расти какао-бобы, сахарный тростник и кокосовые пальмы, так необходимые при производстве сырья для мороженого). Это, безусловно, повлияло на рентабельность всей отрасли - от производителя до конечного потребителя.
Конечно, в кризисной ситуации производители задумались над эффективностью всех бизнес-процессов и стали пристально следить за целесообразностью своих издержек. Кроме того, как во времена Великой депрессии Америка строила транспортную сеть, мы будем и дальше развивать свою производственную, логистическую и дистрибьюторскую структуру.
К счастью, производителям никто не отменял наш главный «луч солнца»: среди продуктов-субститутов мороженое и сегодня остается одним из самых доступных по цене полезным молочным продуктом, радующим своих больших и малых потребителей даже в кризис.
Галина Заигрова, главный экономист ООО «Рязанское мороженое»:
Рассчитываем на региональную программу поддержки бизнеса»
Кредиты стали сейчас для многих серьезной проблемой. Однако кредитование процесса выпуска мороженого и полуфабрикатов по предлагаемым банками процентным ставкам снижает и без того невысокую доходность производства в среднем на 1,5-2%. Другой приметой финансового рынка последних месяцев является сокращение услуг предоставления оборудования в лизинг. На приемлемых условиях получить его может получить только фирма, обладающая высоким рейтингом и хорошей деловой репутацией.
На сегодняшний день мы работаем практически со всеми федеральными и региональными торговыми сетями, действующими на территории Рязанской области. Однако отношения складываются непросто. Сети, особенно федеральные, жестко диктуют производителям свои условия - большие отсрочки платежа, фиксированные и плавающие бонусы, бесплатное предоставление торгового оборудования. Удовлетворение запросов ритейла повышает расходы производителя в среднем на 8-10%.
Одной из серьезных проблем кризисного периода остается ситуация с неплатежами. Правда, в результате принятых мер, нам удалось сократить сумму «плохих» долгов. Но в настоящее время предприятие стоит перед выбором: ужесточить коммерческие условия при работе с клиентами и, соответственно, потерять определенные объемы продаж или сохранить объемы продаж с риском увеличения «плохих» долгов.
С началом кризиса мы приняли целый ряд защитных мер. В первую очередь, провели сокращение расходов, уменьшили запасы, ужесточили коммерческие условия работы. Перешли на краткосрочное планирование, постоянный и более тщательный мониторинг рынка продукции, сырья и финансового положения компании.
В нашем регионе начала действовать региональная Программа по поддержке предприятий малого и среднего бизнеса, и мы стали ее участниками. Предприятиям, включенным в эту программу, за счет бюджетных средств субсидируется до 70% суммы процентов за использование основных средств, предоставленных в лизинг, и возмещается часть затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам.
Александр Костеша, зам. генерального директора по маркетингу ООО «Айс-Крим 2000»:
«Кризис чего?»
Когда говорят о кризисе в отрасли мороженого и связывают его с банковским крзисом 2008 г., хочется спросить, а 2-3 года назад все было хорошо? Предприятия успешно развивались, доходность была на высоте, высокая конкуренция стимулировала высокое качество мороженого? Куда же тогда подевались многие гранды отрасли, а иные с надеждой смотрят на запад - авось кто купит?
Понятно стремление бизнесмена создать хорошо работающий бизнес и выгодно его продать, но слабо верится в такой вариант исчезновения предприятий. Поэтому понятно желание свалить свои проблемы на мировой кризис, не беря во внимание просчеты в стратегии развития, ошибки в тактических мероприятиях, слабый менеджмент.
В Соединенных Штатах мороженое является едой, в Западной Европе - десертом, в России оно является лакомством. И население никогда не откажется от этого удовольствия, тем более, что в семейном бюджете он не является определяющим. С задачей повышения потребления на душу населения за последние 5-10 лет мы не справились, но любителей мороженого совсем не извели, хотя своей конкурентной борьбой качество уронили прилично. Поэтому пока мы боремся за одних и тех же потребителей, перетягивая-перекупая их друг у друга.
Кстати, в наше «кризисное» время появляются новые фабрики мороженого, не связанные с существующими хладокомбинатами, хозяева которых видят в этом бизнесе надежды на будущее.
Сергей Пирогов, генеральный директор ООО «Хладокомбинат №3»:
Предоплата - лучшая гарантия дружбы»
Работа с торговыми сетями приобретает сейчас особую важность. Наладить стабильные связи с ними дело непростое, но очень интересное и выгодное. Безусловно, у кого-то сейчас появились проблемы, но мы стараемся договариваться. Предприятие зарекомендовало себя, как надежный поставщик, и наши клиенты это понимают, так что мы как работали с нашими торговыми партнёрами, так и работаем.
Один из методов укрепления партнерских отношений - производство продукции под марками торговых сетей. Как пример, можно привести существующую с 2002 г. линейку мороженого для крупнейших уральских розничных сетей «Кировский» и «Купец».
В прошлом году для ТС «Монетка» мы разработали и запустили в производство, а сегодня ведем переговоры о поставке данного продукта в РЦ для распределения по магазинам сети «Монетка» по всей стране, то есть не только в местные магазины.
С марта 2009 г. мы поставляем наше мороженое в магазины Metro Cash & Carry, а, параллельно с этим, принимаем участие в тендере на поставку «контейнеров» мороженого для брэндов «HORECA select» и «Fine Food» в гипермаркеты сети «Metro Cash & Carry».
Одной из наших приоритетных задач является расширение ассортиментной матрицы для торговых сетей. Расширен ассортимент в супермаркетах «Ашан» по всей России: рожки «Гостовский с черникой», «Гостовский шоколадный», а также вафельные стаканчики«Гостовский шоколадный».
Мы наращиваем обеспечение розничных магазинов холодильным оборудованием, так как понимаем важность присутствия «на полке» для такого продукта как мороженое. Мороженое - товар импульсного спроса и присутствие его на заметных местах в магазинах способствует привлечению внимания покупателя и как следствие - увеличивает продажи.
При работе с торговыми сетями нужно четко соответствовать их высоким требованиям: по технологиям логистики, по срокам поставок, по стоимости продукции, по упаковке продуктов. В нашей отрасли очень важна также продуманная товарно-ассортиментная матрица - это еще одно непременное условие для успешного развития отношений с розничными сетями. То есть, мы создаем оригинальные, востребованные покупателем продукты. И уже есть прецеденты, когда сети, видя популярность наших брэндов, сами проявляют инициативу и вводят нашу продукции в свои матрицы.
Что касается ситуации с неплатежами, то наш продукт можно назвать «антикризисным». Нашему мороженому присуще золотое соотношение «цена-качество». Розничные сети не платят за ту продукцию, которая не продается или на которую упал спрос покупателей. А если мороженое расхватывают, то за него просто вынуждены платить. С другой стороны, есть такая крылатая фраза: «Предоплата - лучшая гарантия дружбы». Так вот мы к такой дружбе всегда готовы.
журнал «Империя холода», май 2009 г.



Империя холода © 2003