НАШИ ПАРТНЕРЫ КОНТАКТЫ НА ГЛАВНУЮ

Журнал
Обзоры рынков
Торговая площадка
Специалистам отрасли
НОВОСТИ
C 23 по 25 мая 2017 г в Москве, в «Крокус Экспо», состоится крупнейшая международная выставка инновационных технологий для птицеводства и животноводст...
В ходе крупнейшей выставки инновационных технологий для птицеводства и животноводства «Асти Групп» впервые на рынке предлагает участникам мероприятия ...
Новое перспективное направление -- «Рыба и морепродукты» будет представлено на международной выставке VIV Russia 2017. В рамках выставки состоится меж...
Международная выставка инновационных технологий и перспективных разработок в сфере АПК – «Мясная промышленность. Куриный Король. Индустрия Холода для ...
ГК «Дикси» провела стратегическую встречу с бизнес партнерами. На это мероприятие собралось более 1000 ведущих поставщиков группы. По итогам этой встр...
Архив новостей   
















   

Потребитель не отказался от замороженных полуфабрикатов

  Алина Бургонская, ведущий специалист аналитического отдела ИА «КредИнформ Северо-Запад» (специально для журнала «Империя холода»)

Даже в условиях кризиса рынок замороженных мясных ПФ демонстрирует устойчивый рост

Несмотря на замедление темпов роста в 2009 г. (в натуральном выражении — на уровне до 1%, в денежном исчислении — на уровне 3%), рынок замороженных мясных ПФ, по прогнозам аналитиков, сохранит свою положительную динамику и в 2010-2011 гг. Это объясняется доступностью сырья, снижением темпов инфляции, рос) том доходов населения и как следствие — увеличением спроса.
К такому выводу пришли специалисты информационного агентства «КредИнформ Северо-Запад», проведя комплексное маркетинговое исследование «Рынок замороженных мясных ПФ в России: состояние, тенденции и перспективы его развития».
Развитие сектора замороженных мясных ПФ обусловлено в первую очередь высоким спросом на полуфабрикаты из мяса птицы, самого быстрорастущего сегмента рынка. Их потребление растет в два раза быстрее, чем продуктов из говядины, и в 2,5 раза быстрее, чем из свинины.
В структуре рынка замороженных мясных полуфабрикатов наибольшую долю — 27,9% — занимает сегмент пельменей, что обусловлено простотой приготовления данного продукта, доступностью и сложившимися традициями. Большая доля принадлежит также сегменту натуральных безкостных полуфабрикатов — 19,8%, в тройку лидеров также входит и сегмент котлет — 9,5%.
Кризис не привел к существенному сокращению потребления замороженных мясных ПФ. На сегодняшний день около 70% населения РФ являются их покупателями. Но при этом люди, которые тратят примерно половину своего бюджета на продукты питания, очень осторожны и предпочитают приобретать уже знакомые продукты. Покупатели не склонны к экспериментам, что затрудняет процесс вывода на рынок новых продуктов. Вместе с тем, заметное влияние кризис оказал на сегмент премиальной продукции, спрос на которую сократился в два раза по сравнению с 2008 г.
Розничная торговля продолжает оставаться основным каналом дистрибьюции замороженных мясных полуфабрикатов. Стремление экономить при покупке продуктов питания заставляет многих искать более дешевые точки продаж.
В выигрыше оказались дискаунтеры и магазины экономичного формата, чья доля превысила 12%, а выручка по обороту выросла на 32%. Сегодня пока трудно прогнозировать, вернутся ли потребители к прежнему стилю покупок и привычному формату магазинов после окончания кризиса.
Очень значимый фактор — сокращение частоты покупок, привел к тому, что покупатель стал брать замороженные продукты реже, но в более крупных упаковках.
Традиционные каналы розничной торговли (рынки и магазины у дома) наиболее актуальны для регионального рынка, их доля составляет 13,5%. Наиболее пострадал сегмент HoReCa (63%) вследствие резкого сокращения посещаемости ресторанов.
Основных участников рынка специалисты объединяют по следующим группам:
• крупные компании национального масштаба;
• зарубежные производители (либо отечественные поставщики, которые специализируются на дистрибьюции импортной продукции);
• локальные региональные игроки;
• розничные сети, развивающие программы private label.
Одной из основных особенностей является региональная направленность исследуемого рынка. Например, лидером рынка крупнейших городов остается московский производитель «МЛМ-Фуд». Он занимает высокую позицию, прежде всего — за счет значительной доли столичного рынка, где компания удерживает приоритетное место с ощутимым преимуществом перед ближайшими конкурентами. Лидер по производству разнообразных замороженных полуфабрикатов из куриного мяса — калининградская компания «Продукты Питания». Этот производитель последовательно завоевывает рынок уже на протяжении нескольких лет.
Крупными региональными производителями также являются: «Равиоли» и «Дарья» (Санкт-Петербург), Екатеринбургский мясокомбинат, «Сибирский Гурман» (Новосибирск) и «Сибирский деликатес» (Омск), Пермский МК, компания «ВЕК» (Ростов-на-Дону) и «МР-ЭКС» (Краснодар), Уфимский МК, «Янус» (Челябинск) и «Дэмка» (Нижний Новгород), «Ратимир» в Приморском крае и т.д.
Локальные игроки очень сильны у себя в регионах, где у них почти нет конкурентов. Они досконально знают местные условия, потребительские нужды и предпочтения.
За счет отсутствия серьезных затрат на построение сложных логистических схем (производство и сбыт расположены рядом) и крупномасштабных рекламных программ они могут предложить более низкие цены на их продукцию. Кроме того, зачастую срабатывает еще и психологический фактор: местный покупатель более привержен «своему» производителю. Крупным федеральным производителям приходится идти на очень большие затраты, чтобы конкурировать с местными игроками.
Сложность и многогранность рынка замороженных мясных полуфабрикатов обязывает участников рынка учитывать ряд особенностей:
• сезонный фактор;
• долгое нахождение продукции на полке, медленная оборачиваемость (замороженная продукция может храниться до полутора лет);
• длинная, очень дорогая логистическая цепочка;
• особенность транспортировки продукции, при которой должен постоянно соблюдаться температурный режим (-18°С). Производителям и дистрибьюторам приходится делать серьезные вложения в транспорт — специально оборудованные рефрижераторами автомобили;
• «размытое» понятие торговой марки в этом сегменте рынка и увеличение объемов продаж небрендированной замороженной еды весовым образом;
• другие особенности.
По прогнозу специалистов, в целом рынок замороженных мясных полуфабрикатов будет развиваться по пути укрупнения отечественных предприятий и усиления их позиций. Однако этот процесс трудный, долгосрочный и капиталоемкий. В отрасли есть проблемы с современными перерабатывающими мощностями, недостаточная отечественная сырьевая база, необходима разработка современных логистических схем и расширение дистрибьюции.
По данным ФТС РФ основными поставщиками замороженных мясных полуфабрикатов (ТН ВЭД 1602) в Россию в стоимостном выражении являются Франция 50,4%, Литва 19,4% и Бразилия 13,6%.
На долю пяти крупнейших получателей продукции приходится 90% всего импорта в стоимостном выражении. В их числе ЗАО «Каргилл», ООО «Марр Руссия» и др.
Развитие рынка замороженных полуфабрикатов в ближайшие два года будет зависеть от уровня покупательной способности населения, расширения предложения доступной продукции хорошего качества, зависимости от импорта, роста общего уровня дистрибьюции и дальнейшего развития современных форматов розничной торговли.
По прогнозам экспертов, в ближайшие годы ожидается увеличение емкости рынка замороженных мясных ПФ как в стоимостном, так и в натуральном выражении. В среднем ожидается, что темп прироста составит около 5% в год в натуральном выражении и 6% в год — в стоимостном.
Темп прироста импортных поставок будет гораздо выше темпа прироста экспорта. В натуральном выражении, например, ожидается достаточно ощутимая разница в 6%.
В более выигрышном положении окажутся производители, которые обеспечат приемлемое качество выпускаемой продукции, идеальное соотношение цена/качество и хороший уровень дистрибьюции своей продукции. Следует ожидать роста спроса на традиционные полуфабрикаты в среднем и эконом ценовых сегментах, в первую очередь — из мяса птицы и свинины.
Основные тренды российского рынка замороженных полуфабрикатов в ближайшее время сохранятся. С улучшением общей экономической ситуации возможно появление новых инновационных продуктовых категорий. Также будут активно развиваться уже существующие — в особенности сегменты готовых блюд и полуфабрикатов высокой степени готовности.
* * *
Информационное агентство ЗАО «КредИнформ» работает на информационном рынке России с 1994 г. Основные направления деятельности: маркетинг (исследования, аналитика, консалтинг), бизнес справки (сведения различного характера о юридических лицах, услуги инкассо (досудебный возврат задолженностей).
Партнерские отношения с такими международными компаниями, как Bureau van Dijk, Intrum Justitia и др., имеющими разветвленную сеть представителей и корреспондентских бюро во всем мире, позволяют оказывать различные информационные услуги российским предпринимателям в большинстве стран мира.
Агентство является партнером Администрации Санкт-Петербурга и Ленинградской области в сфере информационного обеспечения инвестиционных проектов.
E6mail: office@credinform.ru
http://www.credinform.ru
Журнал «Империя холода», август 2010 г.



Империя холода © 2003