НАШИ ПАРТНЕРЫ КОНТАКТЫ НА ГЛАВНУЮ

Журнал
Обзоры рынков
Торговая площадка
Специалистам отрасли
НОВОСТИ

Компании BITZER, DANFOSS и GUENTNER продолжают серию ежегодных семинаров «Техно-Тур».

Ближайшие мероприятия пройдут: 21 сентября – Ново...

На крупнейшей международной выставке продуктов питания WorldFood Moscow отечественные и зарубежные производители и поставщики представят свою продукци...
11 сентября в рамках международной экспозиции оборудования и технологий для выращивания, добычи и переработки рыбы и морепродуктов Fishtech состоится ...

23-25 мая 2017 г в МВЦ «Крокус Экспо» состоялась крупнейшая международная выставка инновационных технологий для АПК «Мясная промышленность. Курин...

Новое перспективное направление -- «Рыба и морепродукты» будет представлено на международной выставке VIV Russia 2017. В рамках выставки состоится меж...
Архив новостей   
















   

Потребитель не отказался от замороженных полуфабрикатов

  Алина Бургонская, ведущий специалист аналитического отдела ИА «КредИнформ Северо-Запад» (специально для журнала «Империя холода»)

Даже в условиях кризиса рынок замороженных мясных ПФ демонстрирует устойчивый рост

Несмотря на замедление темпов роста в 2009 г. (в натуральном выражении — на уровне до 1%, в денежном исчислении — на уровне 3%), рынок замороженных мясных ПФ, по прогнозам аналитиков, сохранит свою положительную динамику и в 2010-2011 гг. Это объясняется доступностью сырья, снижением темпов инфляции, рос) том доходов населения и как следствие — увеличением спроса.
К такому выводу пришли специалисты информационного агентства «КредИнформ Северо-Запад», проведя комплексное маркетинговое исследование «Рынок замороженных мясных ПФ в России: состояние, тенденции и перспективы его развития».
Развитие сектора замороженных мясных ПФ обусловлено в первую очередь высоким спросом на полуфабрикаты из мяса птицы, самого быстрорастущего сегмента рынка. Их потребление растет в два раза быстрее, чем продуктов из говядины, и в 2,5 раза быстрее, чем из свинины.
В структуре рынка замороженных мясных полуфабрикатов наибольшую долю — 27,9% — занимает сегмент пельменей, что обусловлено простотой приготовления данного продукта, доступностью и сложившимися традициями. Большая доля принадлежит также сегменту натуральных безкостных полуфабрикатов — 19,8%, в тройку лидеров также входит и сегмент котлет — 9,5%.
Кризис не привел к существенному сокращению потребления замороженных мясных ПФ. На сегодняшний день около 70% населения РФ являются их покупателями. Но при этом люди, которые тратят примерно половину своего бюджета на продукты питания, очень осторожны и предпочитают приобретать уже знакомые продукты. Покупатели не склонны к экспериментам, что затрудняет процесс вывода на рынок новых продуктов. Вместе с тем, заметное влияние кризис оказал на сегмент премиальной продукции, спрос на которую сократился в два раза по сравнению с 2008 г.
Розничная торговля продолжает оставаться основным каналом дистрибьюции замороженных мясных полуфабрикатов. Стремление экономить при покупке продуктов питания заставляет многих искать более дешевые точки продаж.
В выигрыше оказались дискаунтеры и магазины экономичного формата, чья доля превысила 12%, а выручка по обороту выросла на 32%. Сегодня пока трудно прогнозировать, вернутся ли потребители к прежнему стилю покупок и привычному формату магазинов после окончания кризиса.
Очень значимый фактор — сокращение частоты покупок, привел к тому, что покупатель стал брать замороженные продукты реже, но в более крупных упаковках.
Традиционные каналы розничной торговли (рынки и магазины у дома) наиболее актуальны для регионального рынка, их доля составляет 13,5%. Наиболее пострадал сегмент HoReCa (63%) вследствие резкого сокращения посещаемости ресторанов.
Основных участников рынка специалисты объединяют по следующим группам:
• крупные компании национального масштаба;
• зарубежные производители (либо отечественные поставщики, которые специализируются на дистрибьюции импортной продукции);
• локальные региональные игроки;
• розничные сети, развивающие программы private label.
Одной из основных особенностей является региональная направленность исследуемого рынка. Например, лидером рынка крупнейших городов остается московский производитель «МЛМ-Фуд». Он занимает высокую позицию, прежде всего — за счет значительной доли столичного рынка, где компания удерживает приоритетное место с ощутимым преимуществом перед ближайшими конкурентами. Лидер по производству разнообразных замороженных полуфабрикатов из куриного мяса — калининградская компания «Продукты Питания». Этот производитель последовательно завоевывает рынок уже на протяжении нескольких лет.
Крупными региональными производителями также являются: «Равиоли» и «Дарья» (Санкт-Петербург), Екатеринбургский мясокомбинат, «Сибирский Гурман» (Новосибирск) и «Сибирский деликатес» (Омск), Пермский МК, компания «ВЕК» (Ростов-на-Дону) и «МР-ЭКС» (Краснодар), Уфимский МК, «Янус» (Челябинск) и «Дэмка» (Нижний Новгород), «Ратимир» в Приморском крае и т.д.
Локальные игроки очень сильны у себя в регионах, где у них почти нет конкурентов. Они досконально знают местные условия, потребительские нужды и предпочтения.
За счет отсутствия серьезных затрат на построение сложных логистических схем (производство и сбыт расположены рядом) и крупномасштабных рекламных программ они могут предложить более низкие цены на их продукцию. Кроме того, зачастую срабатывает еще и психологический фактор: местный покупатель более привержен «своему» производителю. Крупным федеральным производителям приходится идти на очень большие затраты, чтобы конкурировать с местными игроками.
Сложность и многогранность рынка замороженных мясных полуфабрикатов обязывает участников рынка учитывать ряд особенностей:
• сезонный фактор;
• долгое нахождение продукции на полке, медленная оборачиваемость (замороженная продукция может храниться до полутора лет);
• длинная, очень дорогая логистическая цепочка;
• особенность транспортировки продукции, при которой должен постоянно соблюдаться температурный режим (-18°С). Производителям и дистрибьюторам приходится делать серьезные вложения в транспорт — специально оборудованные рефрижераторами автомобили;
• «размытое» понятие торговой марки в этом сегменте рынка и увеличение объемов продаж небрендированной замороженной еды весовым образом;
• другие особенности.
По прогнозу специалистов, в целом рынок замороженных мясных полуфабрикатов будет развиваться по пути укрупнения отечественных предприятий и усиления их позиций. Однако этот процесс трудный, долгосрочный и капиталоемкий. В отрасли есть проблемы с современными перерабатывающими мощностями, недостаточная отечественная сырьевая база, необходима разработка современных логистических схем и расширение дистрибьюции.
По данным ФТС РФ основными поставщиками замороженных мясных полуфабрикатов (ТН ВЭД 1602) в Россию в стоимостном выражении являются Франция 50,4%, Литва 19,4% и Бразилия 13,6%.
На долю пяти крупнейших получателей продукции приходится 90% всего импорта в стоимостном выражении. В их числе ЗАО «Каргилл», ООО «Марр Руссия» и др.
Развитие рынка замороженных полуфабрикатов в ближайшие два года будет зависеть от уровня покупательной способности населения, расширения предложения доступной продукции хорошего качества, зависимости от импорта, роста общего уровня дистрибьюции и дальнейшего развития современных форматов розничной торговли.
По прогнозам экспертов, в ближайшие годы ожидается увеличение емкости рынка замороженных мясных ПФ как в стоимостном, так и в натуральном выражении. В среднем ожидается, что темп прироста составит около 5% в год в натуральном выражении и 6% в год — в стоимостном.
Темп прироста импортных поставок будет гораздо выше темпа прироста экспорта. В натуральном выражении, например, ожидается достаточно ощутимая разница в 6%.
В более выигрышном положении окажутся производители, которые обеспечат приемлемое качество выпускаемой продукции, идеальное соотношение цена/качество и хороший уровень дистрибьюции своей продукции. Следует ожидать роста спроса на традиционные полуфабрикаты в среднем и эконом ценовых сегментах, в первую очередь — из мяса птицы и свинины.
Основные тренды российского рынка замороженных полуфабрикатов в ближайшее время сохранятся. С улучшением общей экономической ситуации возможно появление новых инновационных продуктовых категорий. Также будут активно развиваться уже существующие — в особенности сегменты готовых блюд и полуфабрикатов высокой степени готовности.
* * *
Информационное агентство ЗАО «КредИнформ» работает на информационном рынке России с 1994 г. Основные направления деятельности: маркетинг (исследования, аналитика, консалтинг), бизнес справки (сведения различного характера о юридических лицах, услуги инкассо (досудебный возврат задолженностей).
Партнерские отношения с такими международными компаниями, как Bureau van Dijk, Intrum Justitia и др., имеющими разветвленную сеть представителей и корреспондентских бюро во всем мире, позволяют оказывать различные информационные услуги российским предпринимателям в большинстве стран мира.
Агентство является партнером Администрации Санкт-Петербурга и Ленинградской области в сфере информационного обеспечения инвестиционных проектов.
E6mail: office@credinform.ru
http://www.credinform.ru
Журнал «Империя холода», август 2010 г.



Империя холода © 2003