НАШИ ПАРТНЕРЫ КОНТАКТЫ НА ГЛАВНУЮ

Журнал
Обзоры рынков
Торговая площадка
Специалистам отрасли
НОВОСТИ

23-25 мая 2017 г в МВЦ «Крокус Экспо» состоялась крупнейшая международная выставка инновационных технологий для АПК «Мясная промышленность. Курин...

Новое перспективное направление -- «Рыба и морепродукты» будет представлено на международной выставке VIV Russia 2017. В рамках выставки состоится меж...
ГК «Дикси» провела стратегическую встречу с бизнес партнерами. На это мероприятие собралось более 1000 ведущих поставщиков группы. По итогам этой встр...

 30 июня 2016 года в 16.00 приглашаем руководителей бизнесов, топ менеджеров компаний и руководителей малого и среднего звена на территорию...


С 1 по 3 июня 2016 г. ГК «ЭФКО», крупнейший вертикально-интегрированный холдинг на российском рынке масложировой продукции, провела 10-ю Междунар...

Архив новостей   
















   

Итоги жаркого лета 2010 года

  Валерий ЕЛХОВ, генеральный директор Союза мороженщиков России
Для мороженщиков прошедшее лето было действительно жарким, во-первых, из-за аномально высокой температуры, а, во-вторых, из-за жарких дебатов вокруг технического регламента на молоко и молочную продукцию, изменения в который были внесены в конце июля.
Жара стала испытанием для мороженщиков
Мало кто ожидал такого сезона, большинство сходилось во мнении, что рынок мало изменится, и не рассчитывал на какой либо рост. Предприятия были настроены на сдерживание цен, дабы нарастить спрос. Лишь по прогнозу компании «Евромонитор» продажи мороженого в 2010 г. должны были вырасти на 14%. На сегодняшний день это наиболее точный прогноз.
Лето прошло и можно подвести первые итоги. Популярность мороженого выросла моментально, вслед за показателями термометров. Спрос опережал предложение. При всех позитивных эмоциях, такое необычное лето стало серьезным испытанием для предприятий и торговых организаций. Практически все мороженщики работали в три смены. Нестандартная нагрузка легла на систему логистики — хранение, транспорт, торговля. Техника не выдерживала, часто выходила из строя.
За январь-октябрь текущего года произведено 358 672 т. мороженого, это на 59 981,4 т. или на 20,1% больше, чем за этот же период в 2009 г. Такого прироста производства мало кто помнит. Учитывая, что в предыдущие три года производство ежегодно снижалось, неожиданный прирост позволил заметно наверстать упущенное.
Производство продукции по регионам
Наибольший прирост достигнут в Северо-Западном регионе (30,4%), прежде всего в Ленинградской области (53,9%), благодаря компании «Талосто», и в Вологодской области (56,9%), благодаря развитию компании «Айсберри». Заметно выросло производство в Приволжском, Центральном и Сибирском округах (17-30%). Лидерами по объемам стали Омская (38 724 т.), Московская (23 279 т.), Нижегородская (22 712 т.) и Новосибирская области (22 329 т.). Благодаря вводу новых мощностей, практически удвоилось производство в Новосибирской, Орловской областях, в Туле. На 25-45% больше выпущено мороженого в Кировской, Ульяновской, Челябинской, Воронежской, Тамбовской, Ленинградской областях, в республиках Татарстан, Северная Осетия-Алания, Чувашской и Марий Эл.
К сожалению, признанные лидеры — предприятия Краснодарского края, Иркутской, Тюменской, Оренбургской, Саратовской и Ярославской областей — не смогли воспользоваться щедростью природы. Здесь производство даже снизилось по сравнению с 2009 г. на 4,2; 4,4; 9,1; 11,3; 12,3; 13,0% соответственно. Как ни парадоксально, наиболее низкие показатели в Южном округе (96,5%), причем почти во всех регионах: Астраханская область — 67,3%, Волгоградская — 87,8%. Малообъяснимо резкое падение производства в Костромской (58,3%), Калужской (74%), Калининградской (78,6%) областях.
Причины такого положения, конечно, разные. Предстоит тщательно проанализировать итоги и извлечь соответствующие уроки. К примеру, стало понятно, что из-за кризисных явлений, а, порой, из-за недальновидности, многие предприятия не смогли наработать к сезону достаточный запас продукции. Не хватало рефрижераторов, а это приводило к недостаткам продукции в торговых точках. Оперативно закупить транспорт не удавалось, поскольку это в основном импортная техника. То же самое происходило и с морозильными ларями. Заявки на их поставки удовлетворялись через месяц-два.
Тенденции жаркого сезона
Среди тенденций ушедшего лета можно отметить следующие:
1. В условиях трехсменной работы не хватало времени на переналадку оборудования, поэтому ассортимент продукции несколько сократился.
2. Повышенным спросом пользовалось мороженое на фруктовой основе и фруктовый лед.
3. Как и прежде, наиболее популярным оставался вафельный стаканчик.
Предпочтение отдавалось следующим наполнителям: шоколад — 63,2%, орехи — 57%, изюм — 23,7%, карамель — 21,1%, ваниль — 15,8%, фруктово-ягодные — 7% (по данным компании «НЕОКОН»).
4. Изменилась динамика цен. Если в 2008-2009 гг. стоимость мороженого росла на 18-20% в год, то в этом году цены выросли меньше — на 10-15%.
5. По данным компании «Бизнес Аналитика» во время кризиса сильнее всего сократились покупки дорогого ассортимента, а также мороженого для домашнего потребления в изысканной упаковке — примерно на 15%.
6. Потребление импортного мороженого практически не сократилось, вероятно потому, что оно занимает небольшую нишу на рынке и, ввиду высокой цены, имеет своего покупателя, для которого ее повышение не является принципиальным.
Доля продаж мороженого частных марок в общем объеме продаж для домашнего потребления в Москве и Санкт-Петербурге составляет около 10%.
Среди мест продажи уверенно лидируют уличные лотки и магазины шаговой доступности. Популярность киосков падает.
Часть мороженого — вне техрегулирования
В середине лета Госдума и Совет Федерации РФ завершили работу над законопроектом, которым внесены изменения в технический регламент на молоко и молочную продукцию, вызвавшие жаркие споры.
22 июля начался отсчет времени, когда через год вступит в действие изменение к термину «молокосодержащий продукт». Теперь это — пищевой продукт, произведенный из молока, и (или) молочных продуктов и (или) побочных продуктов переработки молока и немолочных компонентов. Это — в соответствии с технологией, которая предусматривает замену молочного жира (в количестве его массовой доли не более чем 50% от жировой фазы) исключительно заменителем молочного жира. Допускается использование белка немолочного происхождения (не в целях замены молочного белка), с массовой долей сухих веществ молока в сухих веществах готового продукта не менее 20%.
В результате большая группа мороженого, в котором молочный жир совмещен более чем на 50%, окажется вне технического регулирования.
С высокой степенью вероятности ему уготована судьба плодово-ягодного мороженого и шербета, коды которых в Общероссийском классификаторе продукции аннулированы.
Если раньше по-разному трактовали определение мороженого, кого-то можно было убедить или уговорить, то теперь, когда не будет кодов, плодово-ягодное и шербет выпускать на рынок запрещается. Вот такая нас ждет перспектива.
Варианты документов
Дирекция Союза дважды собирала совещание руководителей наиболее крупных предприятий отрасли. Необходимость таких совещаний вызывалась постоянно изменяющейся ситуацией вокруг технического регулирования и появлением новых форматов документов применительно к мороженому. Результатом совещаний явилось единодушное решение о необходимости разработки специального регламента на мороженое и комплекта национальных стандартов к нему.
После выхода распоряжения Правительства РФ от 9 марта 2010 г. № 300-Р внесены изменения в саму программу разработки технических регламентов в стране. Определено несколько уровней регламентов:
• регламенты, принимаемые федеральными законами;
• регламенты, принимаемые постановлениями Правительства РФ;
• регламенты, принимаемые нормативными актами Минпромторга;
• директивы ЕС, вводимые постановлениями Правительства РФ;
• регламенты, обеспечивающие формирование единого экономического пространства, принимаемые международными соглашениями.
Рассматривалось несколько вариантов документа, который определит требование к безопасности мороженого в процессе его производства и оборота:
1. Технический регламент РФ на мороженое и замороженные десерты.
2. Технический регламент ЕврАзЭС на мороженое и замороженные десерты.
3. Документ, утверждаемый постановлением Правительства РФ, на основе статей Кодекса Euroglaces.
Самостоятельный регламент на мороженое был признан мелким и не поддержан. Статус Кодекса Euroglaces вызвал сомнение в равнозначности его директивам ЕС и также не был принят за основу.
В этой ситуации нами ведутся напряженные консультации с Минсельхозом, Мипромторгом, Ростехрегулированием, аппаратом Правительства. Одновременно с этим Союз участвует в подготовке Технического регламента ЕврАзЭС на молоко и молочную продукцию. В частности, внесено на согласование стран-участниц определение мороженого, которое не ограничивало бы его виды указанным регламентом.
Предложение таково: мороженое на молочной основе — взбитые, замороженные и потребляемые в замороженном виде сладкие молочный продукт или молочный составной продукт.
Это предложение уже поддержано Киргизской Республикой и мороженщиками Беларуси.
В качестве доказательной базы регламента и документом, который легализовал бы все виды мороженого, выпускаемого на территории Российской Федерации, предлагается Межгосударственный стандарт стран таможенного союза «Мороженое. Общетехнические условия». За основу может быть принят Стандарт Республики Беларусь, который объединяет все виды продукции. В настоящее время совместно с Ростехрегулированием и Минсельхозом России обсуждается процедура подготовки и утверждения такого документа.
Дискуссия вокруг ЗМЖ
Еще одно изменение, которое не было принято Госдумой при обсуждении Регламента на молоко, инициируется теперь в процессе подготовки Технического регламента ЕврАзЭС на масложировую продукцию. В первоначальной версии заменитель молочного жира (ЗМЖ) предлагался в следующем виде:
«Заменитель молочного жира — жировой продукт с массовой долей жира не менее 99,9%, предназначенный для замещения молочного жира в пищевых продуктах, произведенный из немодифицированных и (или) модифицированных растительных масел с добавлением или без добавления пищевых добавок, с температурой плавления не более 36°С, содержащий не более 5% массовой доли твердых триглицеридов при 35°С, не более 5% массовой доли трансизомеров олеиновой кислоты (в пересчете на метилэлаидат) и не более 38% массовой доли пальмитиновой кислоты от суммы жирных кислот».
Позднее Молочный Союз и Ассоциация производителей мыловаренной и масложировой продукции предложили термин, ограничивающий использование кокосового масла в качестве ЗМЖ.
По результатам консультаций с учеными, специалистами и партнерскими союзами от имени нашего Союза внесена формулировка термина ЗМЖ, которая носит более общий характер и допускает использование кокосового масла. В ближайшее время будет принято решение о том, вводить ли новый термин в масложировой регламент ЕврАзЭС, либо руководствоваться соответствующим стандартом. Это еще одно весьма судьбоносное решение на рынке сырья.
От того, в какой мере производство мороженого будет обеспечено техническим регулированием и стандартами, в значительной мере определяются перспективы развития отечественного продукта и его качество.
Журнал «Империя холода», декабрь 2010 г.



Империя холода © 2003