НАШИ ПАРТНЕРЫ КОНТАКТЫ НА ГЛАВНУЮ

Журнал
Обзоры рынков
Торговая площадка
Специалистам отрасли
НОВОСТИ
C 23 по 25 мая 2017 г в Москве, в «Крокус Экспо», состоится крупнейшая международная выставка инновационных технологий для птицеводства и животноводст...
В ходе крупнейшей выставки инновационных технологий для птицеводства и животноводства «Асти Групп» впервые на рынке предлагает участникам мероприятия ...
Новое перспективное направление -- «Рыба и морепродукты» будет представлено на международной выставке VIV Russia 2017. В рамках выставки состоится меж...
Международная выставка инновационных технологий и перспективных разработок в сфере АПК – «Мясная промышленность. Куриный Король. Индустрия Холода для ...
ГК «Дикси» провела стратегическую встречу с бизнес партнерами. На это мероприятие собралось более 1000 ведущих поставщиков группы. По итогам этой встр...
Архив новостей   
















   

РЫНОК МОРЕПРОДУКТОВ

  Морепродукты в России уже перестали быть экзотикой, однако говорить об их массовом потреблении пока не приходится - сказываются относительно высокие цены и отсутствие культуры их потребления. И все же спрос на морепродукты растет
Морепродукты обладают высокими питательными свойствами. В них много белка, витаминов и мало калорий (последнее как нельзя лучше отвечает требованиям модной нынче практики здорового питания). Фосфором и железом богат краб, калием - кальмар, высоко содержание кальция в креветке. Мясо морских жителей полезно при малокровии и атеросклерозе, оно нормализует свертываемость крови, снижает опасность образования тромбов, выводит токсины из организма.
Морепродукты бывают свежие, сыромороженые, то есть прошедшие шоковую заморозку, и варено-мороженые, которые после разморозки готовы к употреблению. Каждая товарная позиция морепродуктов обладает своими особенностями. Так, например, неочищенная «пивная» креветка продается только варено-мороженой, а королевская и тигровая креветки всегда подвергается шоковой заморозке.
Российский рынок морепродуктов, с точки зрения ассортимента, приближается к европейскому. Люди стали чаще ходить в рестораны, чтобы попробовать необычные блюда из осьминогов или лангустов, чаще покупают пакетик креветок домой - к пиву. Условно рынок морепродуктов можно поделить на две категории. К первой относится недорогой сегмент: креветки очищенные и в панцире, кальмары-тушки, филе, кольца, мидии, морской коктейль. Топ-сегмент (свыше $10 за кг) составляют черные тигровые и королевские пресноводные креветки, лобстеры и лангусты, гребешки, осьминоги и крабы. Участники рынка отмечают ежегодное увеличение потребления обычных креветок в панцире (их стоимость сопоставима с ценой на колбасу) на 20-30%, а потребление морской экзотики растет на 40-50% в год.
По данным одной из российских компаний, занимающихся импортом морепродуктов, московский рынок на 90% удовлетворяется за счет иностранных поставок, и лишь на 10%  посредством отечественных производителей. Однако в Госкомрыболовстве высказали диаметрально противоположную точку зрения. «В российских водах ловятся абсолютно все морепродукты, и на рынке присутствует наш товар, так что внутренний рынок не чувствует недостатка в российских крабах и креветках», - заявил представитель пресс-службы Госкомрыболовства Константин Волков. По официальной статистике выходит, что рынок действительно практически целиком насыщен за счет отечественной продукции. На импорт в 2000 г. пришлось чуть более 17% (520,8 т). Однако здесь стоит внести коррективы. В Госкомрыболовстве ведут учет всей морепродукции, включая как крабов, креветок, кальмаров и пр., так и рыбу. Очевидно, столь высокие цифры внутреннего объема иллюстрируют по большей части картину как раз рыбного рынка России. Чтобы подтвердить это предположение, достаточно зайти в супермаркет - на прилавках будут лежать датские или испанские пакетики с креветками или мидиями, но никак не российские.
Из российских морепродуктов на рынке присутствуют тушки кальмаров, филе морского гребешка, креветки, крабы, но, по словам Татьяны Цигичко, коммерческого директора компании «Бэлл-Фиш», «объемы поставляемых с Дальнего Востока или Мурманска морепродуктов просто мизерные». «При наличии спроса на отечественные морепродукты предложение очень скудное, - говорит Цигичко. - Сегодня отечественным компаниям, занимающимся выловом морской продукции, выгоднее экспортировать свой товар, нежели поставлять его на внутренний рынок из-за разницы в ценах». По словам Юрия Назирова, менеджера по Дальнему Востоку департамента рыболовства ОАО «Мосагропром», цена, которую предлагают японцы за конечности краба, в пять-шесть раз выше той, что способны заплатить российские компании. «Приходится признать, что сейчас происходит настоящий грабеж и практически все деликатесы увозятся за рубеж. То, что мы получаем на Россию, это крохи», - говорит Юрий Назиров. По официальной статистике, в 2000 г. было экспортировано чуть больше 1 млн т морепродукции. Российские крабы и морские ежи появляются на столах в Корее, США и, конечно, Японии. В Госкомрыболовстве сообщили, что за первое полугодие 2001 г. из России в Японию было импортировано морепродуктов на сумму $200 млн. Одних мороженых креветок в 2000 г. Япония закупила 246 600 т ($2,77 млн). Основными экспортерами атлантической креветки были Канада, Гренландия и... Россия.
В итоге большая доля отечественной продукции уходит на экспорт, а на внутренний рынок попадает лишь малая часть. Отсюда становятся вполне понятны высокие объемы импортных поставок. В Россию сегодня завозится весьма широкий ассортимент морепродукции. Это креветки очищенные (салатные), королевские, тигровые, раки, лобстеры, крабы, лангусты, мидии, гребешки... Как правило, российские компании, занимающиеся импортом морепродуктов, везут партии товара со складов в Европе, поскольку это позволяет закупать в одном месте разные виды морепродукции одновременно. «Нельзя сказать, что мы проигрываем от того, что везем продукцию из-за рубежа, - говорит Татьяна Цигичко, коммерческий директор компании «Бэлл-Фиш».  Стоимость мурманской или датской креветки находится примерно на одном уровне, только мурманская креветка, как правило, не глазируется, а иностранная варено-мороженая креветка глазируется. В датской креветке процент глазури составляет от 10 до 20, что закладывается в стоимость продукции». Глазировка дает возможность сохранять продукцию на более длительный срок - до 1 года. По российским стандартам срок годности креветки вдвое меньше - 6 месяцев.
Основными рынками сбыта морепродукции являются Москва, Санкт-Петербург и другие крупные города, ведь именно в мегаполисах живет наиболее обеспеченный, постоянно требующий чего-то нового и необычного потребитель. Однако регионы также покупают морепродукты, правда в небольших объемах, отдавая предпочтение недорогой морепродукции. «Периферия настроена оптимистично к потреблению экзотических морепродуктов, - считает Татьяна Цигичко из «Бэлл-Фиш». Однако далеко не везде достаточно развита ресторанная сеть и есть квалифицированные повара, знающие, как грамотно приготовить блюда из каракатицы или лангуста». Поэтому региональных покупателей, как правило, интересует недорогой сегмент - морской коктейль, обычные салатные креветки, мидии. Таким образом, по прогнозам игроков рынка, недорогой сегмент будет развиваться, так как потребитель салатных креветок, кальмаров и морских коктейлей есть как в Москве и Питере, так и в регионах, а объем рынка должен увеличиться, как минимум, в два раза.
«Русский фокус»
"Империя холода" ноябрь 2002г.



Империя холода © 2003