НАШИ ПАРТНЕРЫ КОНТАКТЫ НА ГЛАВНУЮ

Журнал
Обзоры рынков
Торговая площадка
Специалистам отрасли
НОВОСТИ
В ходе крупнейшей выставки инновационных технологий для птицеводства и животноводства «Асти Групп» впервые на рынке предлагает участникам мероприятия ...

Организаторы выставки «Мясная промышленность. Куриный Король. Индустрия Холода для АПК / VIV Russia 2017», которая состоится 23-25 мая 2017 года ...

В 2017 году на выставке «Молочная и мясная индустрия» впервые будут представлены два новых раздела: «Корма в скотоводстве» и «Средства механизации». ...
Новое перспективное направление -- «Рыба и морепродукты» будет представлено на международной выставке VIV Russia 2017. В рамках выставки состоится меж...
Международная выставка инновационных технологий и перспективных разработок в сфере АПК – «Мясная промышленность. Куриный Король. Индустрия Холода для ...
Архив новостей   
















   

Итоги рынка ЗПФ в 2010 г. и его тенденции в 2011 г. (Продукты Питания)

  Сегодня на вопросы журнала «Империя холода» отвечает вице президент компании «Продукты Питания» Дамир Имамович
В интервью использованы аналитические данные «АМИ ВЕТРА маркетинг».
— Господин Имамович, каковы предварительные итоги развития рынка замороженных полуфабрикатов в 2010 г. и его перспективы на 2011-2012 гг.?
— Отмечу, что в целом 2010 г. выдался скорее положительным для производителей замороженных продуктов питания.
Рынок по итогам года продемонстрировал рост (по оценке аналитиков порядка 7-9% в натуральном выражении по большинству товарных категорий), который мог быть существенно больше, если бы не экстремально жаркое лето, которое, конечно, не способствовало повышенному спросу на ЗПФ.
Рост рынка оказался очень неоднородным. Лучшую динамику в годовом исчислении показал сегмент замороженных овощей, но тут сказался эффект «низкого старта».
Что касается перспектив на период 2011-2012 гг., то они выглядят не столь однозначно. Основная проблема — опережающий рост цен на продукты питания.
Согласно оценке Росстата, рост цен на продукты питания в 2010 г. — 12,9%. В 2011 г. он может составить порядка 18-20%, чему будет способствовать резкий рост цен на энергоносители и увеличение прочих издержек производителей. При этом подъем пенсий и средней заработной платы вряд ли превысит 9-10% в годовом исчислении.
Очевидно, что потребители в перспективе ближайших двух лет вновь будут настроены скорее экономить на покупке продуктов питания, чем увеличивать потребление относительно дорогих продуктов. К этой категории относится и продукция, изготовленная из мяса животных, которая выросла в цене (розничные цены) в 2010 г. почти на треть.
Вместе с тем, по нашей оценке, люди все равно будут есть мясные продукты, замещая, например, дорогую говядину более доступными (по цене) продуктами, изготовленными из мяса птицы. Рост рынка ЗПФ из мяса птицы в 2010 г. оценивается на уровне 5-7%.
В такой ситуации наша компании вновь получает дополнительное преимущество по сравнению с производителями, ориентированными на использование других видов мясного сырья.
— Какова ваша оценка объемов российского рынка замороженных полуфабрикатов в физическом и стоимостном выражении за 2010 г.? Какова динамика его развития?
— К сожалению, единого устоявшегося классификатора для рынка замороженной продукции пока никто так и не предложил, поэтому оценки его объемов в натуральном и денежном выражении, приводимые участниками и аналитиками рынка, могут заметно различаться.
В среднем, в денежном выражении, оценка по полученным нами аналитическим данным составляет от $3 млрд. до $3,8 млрд., а емкость рынка в натуральном выражении по разным источникам составляет от 1,6 млн. т. до 1,8 млн. т. в годовом исчислении (в зависимости от включаемых товарных категорий). Емкость мы оценивается следующим образом:
В натуральном выражении рост рынка ЗПФ в 2010 г. составил порядка 3%.
— Какими будут объемы рынка в новом году по разным сегментам? Оцените их динамику в 2011 г.
— Рынок демонстрировал положительную динамику и в сложный период финансового кризиса, когда доходы населения существенно сократились.
В 2010 г. ситуация с доходами населения заметно улучшилась, что дало рынку замороженных полуфабрикатов дополнительный импульс для поступательного развития. У нас нет оснований полагать, что 2011 г. окажется негативным для производителей ЗПФ, хотя возможно некоторое замедление темпов его развития. В 2011 г. ожидается замедление темпов роста в натуральном выражении, что будет связано в первую очередь с динамикой покупательской способности населения. При этом рост объемов рынка в денежном выражении, вероятно, превысит 5% в год.
Стабильность рынку ЗПФ по-прежнему во многом придает наиболее емкий сегмент — мясные полуфабрикаты (включая фарш), а также пельменная продукция. В совокупности это более 60% рынка полуфабрикатов в натуральном выражении. По предварительным данным РБК, объем производства пельменной продукции в 2010 г. увеличился на 4%, что позволяет демонстрировать хорошие темпы развития рынка ЗПФ в целом.
Я уже говорил о том, что 2011 г. будет в целом более сложным для производителей ЗПФ из за роста цен на сырье, энергоносители и прочих издержек. Дальнейшую динамику развития рынка будут определять действия правительства, которые могут изменить ситуацию с мясной продукцией, вводя запреты на импорт мяса/субпродуктов или, наоборот, принимая меры по стимулированию импорта.
Постоянное удорожание мясного сырья приводит к тому, что производители ЗПФ все большее внимания уделяют сложным блюдам, например пицце, лазанье, готовой продукции с гарнирами, пирожкам, макаронной продукции с мясной начинкой, полуфабрикатам выпечки. Это позволяет снизить прямую зависимость отпускной цены на замороженные полуфабрикаты от роста цен на мясное сырье и предложить потребителю более широкий ассортимент продукции.
— Скажите, какой из ценовых сегментов наиболее перспективен в 2011-2012 гг.?
— Учитывая непростую ситуацию с доходами потребителей, вероятно можно ожидать по-прежнему рост спроса в среднем и более низком ценовом сегментах. Вместе с тем нельзя не отметить тенденцию расширения предложения в высоком ценовом сегменте, проявившуюся в середине и конце 2010 г. Производители вновь стремятся занять нишу высокомаржинальной продукции, освободившуюся в 2009 г.
Акцент прежний — продукция позиционируется как изготовленная ручным способом (домашнего приготовления). В 2010 г. многие производители стали активнее использовать тему отсутствия в продукции ГМО-компонентов и растительного белка. Об окончательном восстановлении спроса в премиальном сегменте говорить пока рано, но определенное оживление здесь, безусловно, есть.
—Найдут ли место на рынке инновационные продукты?
— Думаю, что появления инновационных продуктов в первой половине 2011 г. вероятнее всего ждать не стоит. К этому нет предпосылок. На рынке пока еще недостаточно свободных денежных средств для продвижения новой для рынка продукции. Розница пока тоже не готова брать на себя риски по продвижению новых для рынка продовольственных товаров, делая акцент на низкой цене и высокой норме прибыли. Отсюда и рост предложения небрендированной весовой продукции, И у потребителя пока доля расходов на покупку продуктов питания продолжает заметно расти, что не способствует экспериментам с незнакомыми блюдами. 2011 г. будет во многом похож на первую половину прошлого года. С той разницей, что производители будут больше уделять внимания качеству продукции и тратить больше средств на программы по продвижению продукции. Спрос по-прежнему будет неплохим в сегменте традиционных ЗПФ, а также полуфабрикатов из мяса птицы, рыбы и морепродуктов.
В перспективе, скорее всего лучшую динамику будут демонстрировать тестовые полуфабрикаты (пирожки, роллы, блюда национальной кухни) и полуфабрикаты готовых блюд.
— Изменились ли запросы потребителей по сравнению с прошлым годом и в какую сторону?
— В условиях экономического кризиса потребители, существенно не меняя структуру потребления, переориентировались на форматы розничной торговли с более низким уровнем наценки. По данным аналитиков, в 2009 г. крупнейшими ритейлерами России были открыты более 1100 магазинов у дома, причем основной прирост их количества был характерен для III и IV кв. 2009 г. В результате посещаемость супермаркетов и гипермаркетов снизилась, а магазинов у дома и дискаунтеров — выросла. При этом и спрос, и предложение ЗПФ смести лось в сторону позиций, традиционных для российского рынка.
От кризиса наиболее пострадал сегмент сложных (премиальных) замороженных полуфабрикатов с высокой добавленной стоимостью, которые мало востребованы наиболее динамично развивавшимися в это время форматами розничной торговли.
В настоящее время ситуация начинает постепенно меняться в лучшую сторону. Во-первых, происходит рост покупательского потока в сегменте супермаркетов и гипермаркетов, где традиционно представлена более широкая линейка ЗПФ высокого ценового уровня. Во-вторых, производители увеличивают предложение полуфабрикатов в высоком и премиальном ценовом сегментах. Пока это наиболее заметно на примере пельменей, блинчиков, пиццы, котлетной продукции и готовых вторых блюд. В-третьих, в СМИ появилась реклама ЗПФ, подчеркивающая натуральность сырья, из которых они изготовлены, и высокие потребительские свойства продукции.
Производители стремятся сообщить потребителям, что они контролируют всю цепочку продукции, от производства сырья до выпуска готовой продукции, гарантируя ее высокие потребительские свойства.
Очевидно, что упор на натуральность (отсутствие вредных добавок) и высокие потребительские свойства будет одним из основных трендов в 2011-2012 гг., поэтому появление новой филейной линейки ЗПФ от компании «Продукты Питания», будет востребовано рынком.
Также очевидно, что доля замороженных полуфабрикатов, произведенных из мяса птицы, будет продолжать расти. В 2011-2012 гг. возможности по производству мяса птицы в РФ должны будут полностью покрыть текущий объем потребления, поэтому следует ожидать от производителей наращивания усилий по стимулированию потребления мяса птицы и изготовленных из него продуктов.
Сегодня с ростом качества и изменением покупательского поведения, продукция из мяса птицы уже не воспринимается как нечто второсортное, низкокачественное (за исключением, пожалуй, фаршевой продукции). Мы рассчитываем на сохранении этой тенденции, поэтому готовы предложить рынку стабильное качество и доступные по цене замороженные полуфабрикаты.
Журнал «Империя холода», март 2011 г.



Империя холода © 2003