НАШИ ПАРТНЕРЫ КОНТАКТЫ НА ГЛАВНУЮ

Журнал
Обзоры рынков
Торговая площадка
Специалистам отрасли
НОВОСТИ
C 23 по 25 мая 2017 г в Москве, в «Крокус Экспо», состоится крупнейшая международная выставка инновационных технологий для птицеводства и животноводст...
В ходе крупнейшей выставки инновационных технологий для птицеводства и животноводства «Асти Групп» впервые на рынке предлагает участникам мероприятия ...
Новое перспективное направление -- «Рыба и морепродукты» будет представлено на международной выставке VIV Russia 2017. В рамках выставки состоится меж...
Международная выставка инновационных технологий и перспективных разработок в сфере АПК – «Мясная промышленность. Куриный Король. Индустрия Холода для ...
ГК «Дикси» провела стратегическую встречу с бизнес партнерами. На это мероприятие собралось более 1000 ведущих поставщиков группы. По итогам этой встр...
Архив новостей   
















   

РЫБНЫЙ БИЗНЕС ЗАМЕРЗАЕТ

  Жанна МАЛЫШЕВА,
начальник отдела маркетинга Sea Food Consulting

Ситуация на российском рынке рыбопродукции изменилась в худшую сторону. Причем -- катастрофически.
Долгое время было принято считать, что торговля свежемороженой рыбой, в отличие от ее промысла, является высокодоходным делом. Продолжительное время так оно и было. Но начиная с 1999 г. ситуация на рынке начала меняться в худшую сторону не только для производителей, но и для трейдеров. При этом с начала регресс развивался постепенно, а со временем ситуация стала ухудшаться катастрофически. Из рыбного бизнеса стали уходить или сворачивать до минимума свою деятельность крупные оптовики.
Для наглядности и понимания текущей ситуации вернемся в 1999 г., когда торговля рыбой шла полным ходом и приносила немалую прибыль. В первую очередь на активность торговли влияла сезонность. Мы не берем в расчет такой показатель, как квоты на вылов, поскольку в 1999 г. он был достаточно высоким и квоты по российским предприятиям производителям распределялись в основном на бесплатной основе. В летний период объемы продаж резко падали (что происходит и сейчас из-за сложности хранения и переработки). Рыба является скоропортящимся продуктом и требует специальных условий хранения. К тому же летом население, стремящееся к природе, предпочитает брать с собой консервированную продукцию, а переработчики закрываются на плановый ремонт. С наступлением осени объемы продаж начинали резко увеличиваться: во-первых, сказывалось похолодание, во-вторых, как на Дальнем Востоке, так и в северо-восточной Атлантике, начинается путина самых ходовых наименований рыб. Цены по сравнению с летними поднимались, но возникал так называемый «потолок» цен. В основном, прибыль получалась благодаря обороту и удачно выкупленным объемам, а не устойчиво высокой цене. Пик продаж, как и в других пищевых отраслях, приходился на новогодние праздничные недели. Далее, вплоть до конца марта, торговля шла очень активно. И только к концу апреля снова намечался спад.
На рынке было несколько крупных поставщиков и множество мелких фирм перекупщиков. Несмотря на то, что рыба на пути к магазинному прилавку сменяла не одного хозяина, цены в рознице вполне отвечали представлениям населения о том, сколько должна стоить та или иная рыба. Если цена на определенный вид рыбы становилась высокой, то население автоматически переключалось на более дешевый их вид.
Какова же ситуация сейчас? Начиная с весны 2000 г. она резко изменилась. Во-первых, дальневосточная продукция теперь уже не может конкурировать в полной мере с остальной, поскольку железнодорожные тарифы сделали некоторые ее виды недоступными потребителю в европейской части России. Во-вторых, была введена аукционная система распределения квот, что изначально повысило стоимость рыбы. То есть теперь еще фактически не выловленный объем имеет свою цену и это - до выхода в море. К тому же всегда есть существенный риск, что предприятия не смогут выловить тот объем, за который они заплатили. Нововведение привело к тому, что такие крупные предприятия, как БАМР, ПБТФ, «Акрос», ТУРНИФ, «Магеллан» и др., не могут в полной мере эксплуатировать свои производственные мощности, так как не могут позволить себе затраты на аукцион в том объеме, в котором они нуждаются.
Теперь на одну и ту же производственную мощность приходится гораздо меньший объем рыбы, чем раньше (за эти годы произошло существенное уменьшение норм квот, что оправдано с точки зрения сбережения национальных ресурсов, но катастрофически сказалось на объемах продаж и на ценах).
С точки зрения экономической выгоды: прежде, к примеру, рыбаки добывали 100 т рыбы, которые они получили на основе промышленной квоты (то есть бесплатно), в результате они имели одну себестоимость. Сейчас у рыбаков 10 т рыбы, полученных на аукционной основе (платной). И это гораздо более высокая себестоимость, поскольку на техническое содержание судов и на зарплату экипажам предприятия должны затратить те же суммы, что они тратили при больших уловах. То есть на меньший объем выловленной продукции приходится распределять большой объем затрат.
Еще один фактор, который существенно сказывается на поступлении объемов рыбы на рынок России - это влияние внешнего рынка. Внешний рынок оттягивает большую часть уловов. Цена на нем в девяноста процентах случаев выше, расчеты идут без проволочек. Внутренний же российский рынок при всем желании не может предложить такие же цены. Соответственно, на столы потребителей опять-таки попадает меньший объем рыбы.
Из-за снижения объемов поставок определенных пород рыб (минтай, камбала, сельдь) у предприятий-поставщиков полностью исчезла специализация. Если раньше существовали компании, специализировавшиеся только на дальневосточной мороженой рыбе, либо на мороженой продукции из других морей, либо на консервной продукции, то теперь они вынуждены заниматься поставками абсолютно из всех регионов и всеми видами рыбы и морепродуктов. Безусловно, это отрицательно сказывается на профессиональном уровне менеджеров. Качество работы падает, так как они не в состоянии уследить одновременно за тенденциями в разных регионах. Отсюда провал по большему ряду позиций.
Если раньше у компании, специализировавшейся на определенной продукции, была какая-то стратегия, основанная на знании рыночной обстановки, то теперь у большинства из них стратегия продаж отсутствует. Продажи зачастую происходят хаотически или по принципу стадного рефлекса. Дестабилизировать такой рынок не составляет труда. Достаточно одного неопределенного слуха, чтобы продавцы начали избавляться от рыбы или закупать какой-то вид рыбопродукции, не задаваясь вопросами анализа ситуации на рынке.
Сказывается на рыночной ситуации и отсутствие нормального ценообразования в стране. Главным образом это касается розничной торговли. Разница между оптовыми и розничными ценами может составлять до 50%, что не может не сказаться на покупательских приоритетах населения. Надо ли лишний раз напоминать о том, что подавляющая часть россиян предпочитает мясо рыбе. Мы покупаем рыбную продукцию только в том случае, если она значительно дешевле мяса. Если на этапе опта эта разница в ценах заметна, то в рознице цена на рыбу практически сравнялась с ценой на мясо.
К тому же у нас практически отсутствует культура потребления рыбной продукции, что также сказывается на спросе. Речь, конечно, не идет о морских регионах, но и там население ест рыбу и морепродукты значительно реже, чем мясо. Таким образом, здесь мы сталкиваемся еще с одной проблемой - это правильное формирование рынка и просвещение потребителя. Ее должны решать маркетологи и ученые, но в силу того, что маркетинг рыбной промышленности России находится в зачаточном состоянии, здесь нужны усилия не одной компании, а объединение как коммерческих, так и государственных структур.
А решение всего комплекса проблем возможно лишь при условии создания цивилизованного рынка рыбы и морепродуктов. То есть такого рынка, на котором желание заработать должно быть подкреплено профессионализмом менеджеров, четко очерченными правилами игры на рынке, научным подходом к решению сложных проблем и заботой о природе.
"Империя холода" ноябрь 2002г.



Империя холода © 2003