НАШИ ПАРТНЕРЫ КОНТАКТЫ НА ГЛАВНУЮ

Журнал
Обзоры рынков
Торговая площадка
Специалистам отрасли
НОВОСТИ

Компании BITZER, DANFOSS и GUENTNER продолжают серию ежегодных семинаров «Техно-Тур».

Ближайшие мероприятия пройдут: 21 сентября – Ново...

На крупнейшей международной выставке продуктов питания WorldFood Moscow отечественные и зарубежные производители и поставщики представят свою продукци...
11 сентября в рамках международной экспозиции оборудования и технологий для выращивания, добычи и переработки рыбы и морепродуктов Fishtech состоится ...

23-25 мая 2017 г в МВЦ «Крокус Экспо» состоялась крупнейшая международная выставка инновационных технологий для АПК «Мясная промышленность. Курин...

Новое перспективное направление -- «Рыба и морепродукты» будет представлено на международной выставке VIV Russia 2017. В рамках выставки состоится меж...
Архив новостей   
















   

ИТОГИ УДАЧНОГО СЕЗОНА (рынок замороженных овощей, грибов, ягод)

  Александр МЕЛЬНИК,
коммерческий директор компании «Лантан&Ко»

В минувшем сезоне рынок замороженных овощей дал небывалый прирост -- 40%. В следующем году объем рынка если и вырастет, то незначительно.
Рынок овощей удивил многих
Прошедший сезон был наиболее удачным для производителей и продавцов замороженных овощей за последние годы. Продано около 70 тыс. т. овощей и фруктов, не считая замороженный картофель фри, дикорастущие ягоды и грибы. Надо отметить, что все приведенные в статье цифры в силу суровой российской действительности являются экспертными и, соответственно, ориентировочными. Темпы роста рынка замороженных овощей за последние три года выглядят очень впечатляюще -- 15 %, 25 %, 40 %. В абсолютных цифрах рынок вернулся к докризисному состоянию.
Это можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, довольно низкими ценами на овощи, т.е. они были доступны всем группам покупателей, в том числе и самой бедной, самой многочисленной. Во-вторых, потребление замороженных овощей вписывается в общую картину постоянного увеличения продаж полуфабрикатов. Точно так же, как и на Западе, российские женщины будут проводить на кухне все меньше времени, благодаря полуфабрикатам. Третья причина -- восприятие замороженных овощей как здоровой и полезной пищи. Примером может служить многократное увеличение продаж во время постов. Страны производители все те же: Польша, Венгрия, Бельгия, Голландия, Россия, из новых -- только Китай.
Польское поле
Как обычно, еще с далеких советских времен, главной российской «житницей» замороженных овощей является Польша. Под польскими торговыми марками продано около 70 % всех замороженных овощей, а если учесть, что польские овощи присутствуют и в продукции российских, голландских, бельгийских производителей, то эта доля еще выше.
Одна из основных тенденций сезона на польском рынке -- дальнейшее укрепление позиций “Хортекса”. Ему удалось продать 28 тыс. т. овощей и увеличить свою долю на российском рынке со стандартных 28-33% до 40%. Главный конкурент “Хортекса” последних лет -- фирма “Хлодня згода” – наоборот, ощутимо сдала позиции. Постоянные перебои с ассортиментом привели к тому, что она уменьшила свои продажи в России примерно на 20-25%.
Остальные польские производители -- “Бауэр”, “Фритар”, “Хортино” -- продают каждый около 3-4 тыс. т. Но если для “Бауэра” и “Фритара” это неплохой результат, поскольку они, как самостоятельные производители овощей, проработали второй сезон и имеют динамику роста, то “Хортино” топчется на месте. Если эта тенденция продолжится, россияне будут знать две торговые марки -- “Хортекс” и просто польские овощи.
Продажи польских производителей могли быть еще больше -- на протяжении сезона чувствовалась периодическая нехватка шампиньонов, клубники и вишни. Из-за высокого спроса в Западной Европе и США ягоды почти у всех фирм закончились в конце марта. Нехватка шампиньонов была связана с очень высоким спросом как на замороженные, так и на свежие грибы из России. Эти проблемы, скорее всего, будут и в следующем сезоне.
В прошлом году два завода поменяли своих владельцев. Завод “Бауэр” купила голландская компания “Олерманс” -- один из крупнейших мировых производителей замороженных овощей. “Олерманс” ежегодно продает 175 тыс. т. овощей в 50 странах мира уже на протяжении 25 лет.
Завод “Эльснер” (торговая марка “Фелко”), принадлежавший австрийскому “Райфайзенбанку”, был продан крупному немецкому концерну “Глобус”, специализирующемуся на производстве овощей. Эти факты свидетельствуют об усилении конкуренции на польском рынке.
Русский огород
За последние годы в России появились как торговые марки российских производителей -- “4 СЕЗОНА” (“Бит”), “Сальмон” («Ледово»), “Эликом” (“Ленок”), “Росток” (“Росток”), “Живица” («Томская продовольственная компания»), “Фрозен фудс” (“Ледяная Страна”), так и российские торговые марки, чья продукция фасуется не в России -- “Инко” (“Инко”), “Зимовье” (“Скайс), “Снежная радуга” (“Фета”).
Все российские производители, кроме «Томской продовольственной компании», в той или иной степени используют импортные замороженные овощи, в основном, польские. Фирма “Бит” -- безусловный лидер среди российских производителей. Ее лидерство выражается и в объеме производства (не менее 10 тыс. т. овощей), и в ассортименте, которому могут позавидовать все польские заводы, и в качестве продукции, и в долгосрочном подходе к своему производству. «Томская продовольственная компания» произвела около 5 тыс. т. (но это вместе с дикорастущими ягодами и грибами). Она использует только отечественное сырье.
Необходимо упомянуть об относительно новом производителе -- московской фирме “Росток” с одноименной торговой маркой. Эта компания сделала упор на качественное сырье и упаковку. Кроме того, она сделала смеси под известными названиями, но с несколько нестандартным, более дорогим содержимым. Все это привело к тому, что продукция “Ростока” оказалась дороже самого известного бренда -- “Хортекса”. Естественно, продавать большие объемы такой продукции без рекламной поддержки (которой не было) невозможно.
Компания “Инко” размещает свои заказы на продукцию под своей торговой маркой на заводах в Польше и Венгрии и продает ее, тоже не вкладывая денег в рекламу, благодаря своей дистрибьюторской сети.
С нестандартным подходом выступило ЗАО “Скайс” с торговой маркой “Зимовье”. Чтобы не конкурировать со всем общепринятым ассортиментом, компания решила использовать традиционную любовь россиян к грибам и положила в основу своего ассортимента смеси с грибами. Это “Ужин грибника”, “Рагу с шампиньонами”, “Плов с грибами” и другие замороженные блюда.
Китайская грядка
В этом году в России появились давно ожидавшиеся замороженные овощи из Китая. Прежде всего, это шампиньоны целые и резаные. Питерская компания “Кайрос” фасует их под своей маркой. А новосибирская компания “Фета” начала производить в Китае полную линейку замороженных овощей под своей торговой маркой “Снежная радуга”. Благодаря дешевизне китайской заморозки, она составила серьезную конкуренцию и польской, и российской, особенно на территории России восточнее Урала.
Российский лес
Все большой популярностью у покупателей пользуются замороженные дары леса: грибы и ягоды. Из ягод это клюква, черника, брусника, а из грибов -- белые, лисички, подберезовики, подосиновики, моховики. В этом сегменте рынка зависимость от капризов погоды еще выше, чем у овощей и фруктов. К примеру, из-за засухи прошлого года в конце сезона оптовая цена килограмма клюквы составляла 50-55 руб., а годом раньше -- 20-25 руб.
Большая часть замороженных ягод потребляется в промышленной упаковке в качестве сырья, а в расфасованном виде, предназначенном для конечного покупателя, меньшая часть. С грибами дело обстоит наоборот.
По прежнему на этом рынке выделяются компания “Матреко Норге” из Сыктывкара, «Томская продовольственная компания» и “Кантарелла” из Иваново. Из-за глобального неурожая дикоросов в прошлом году остальные компании стабильных продаж не имели. Будем надеяться, что дождливое лето 2003 г. позволит этому сектору российского рынка вырасти весьма ощутимо в следующем сезоне.
Но как раз из-за погоды -- сильнейшая засуха в Польше -- цена на клубнику поднялась на 70-100%. Также пока печальны прогнозы на урожай цветной капусты и картошки. Кроме того, польские крестьяне, из-за высокого урожая цветной капусты в прошлом году, в нынешнем засеяли капустой на 30% меньше площадей. К тому же еще неизвестно как скажется вступление Польши в ЕЭС.
По опыту прошлых лет можно сказать: российские производители подтянут свои цены до уровня польских вместо того, чтобы, благодаря низким ценам, увеличить свою долю рынка.
Все это может привести к тому, что объем рынка в 2004 г. останется на том же уровне или вырастет незначительно
"Империя холода" август 2003г.



Империя холода © 2003