НАШИ ПАРТНЕРЫ КОНТАКТЫ НА ГЛАВНУЮ

Журнал
Обзоры рынков
Торговая площадка
Специалистам отрасли
НОВОСТИ
Ежегодно международный слет холодильщиков предлагает его участникам сюрпризы. И в этом году организаторы готовят очередной…
Ежегодное обновление ф...


Компании BITZER, DANFOSS и GUENTNER продолжают серию ежегодных семинаров «Техно-Тур».

Ближайшие мероприятия пройдут: 21 сентября – Ново...

На крупнейшей международной выставке продуктов питания WorldFood Moscow отечественные и зарубежные производители и поставщики представят свою продукци...
11 сентября в рамках международной экспозиции оборудования и технологий для выращивания, добычи и переработки рыбы и морепродуктов Fishtech состоится ...

23-25 мая 2017 г в МВЦ «Крокус Экспо» состоялась крупнейшая международная выставка инновационных технологий для АПК «Мясная промышленность. Курин...

Архив новостей   
















   

ТЕХНОПАРК РОССИЙСКИХ МОРОЖЕНЩИКОВ

  Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ,
«Империя холода»
Объем российского рынка оборудования для производства мороженого составляет примерно $12 млн. в год. Из них около половины приходится на российскую технику. Крупные продавцы оборудования имеют объем продаж не менее $1 млн. в год. Из отечественных компаний лидируют: «Лига», «Простор Л», «АЙС-БЮРО инжиниринг», «Поликон», «Алькор».
Верхний сегмент
Все оборудование для производства мороженого весьма условно делится на высокий, средний и малый сегменты. Когда мы говорим об этом делении, то, прежде всего, имеем в виду производительность. В данной статье рассматриваются фасовочные, экструзионные линии и эскимогенераторы, т.е. оборудование, которое располагается в производственной цепочке на этапе после фризера и до упаковки.
В верхнем сегменте прочно обосновались лидеры международного рынка Tetra Pak и Gram Equipment (обе компании имеют заводы в Дании и Италии). Эти компании поставляют широкий спектр оборудования, среди которого имеются высокопроизводительные экструзионные линии и эскимогенераторы. Интересно, что в России до сих пор в полной мере не представлен еще один участник «большой тройки» мировых гигантов — американская WCB (владеет датской APV). По причинам, о которых можно только гадать, американцы до сих пор ограничились лишь случайными, единичными поставками дозаторов и фризеров в Россию.
Верхний сегмент оборудования называют еще промышленным, поскольку его использование в полной мере оправдывает себя при больших объемах — 10 и более тыс. порций мороженого в час. Столь мощные линии покупают фабрики с программой выпуска от 10 тыс. т. продукции в год. Таких компаний у нас немногим более десятка.
Отличием оборудования Gram Equipment и Tetra Pak от других игроков этого рынка является его высокая технологичность и надежность, рассчитанная на продолжительный, безостановочный процесс производства. В немалой степени это обеспечивается высоким техни-ческим исполнением оборудования, а также наличием электронной системы управления. Работа линии контролируется компьютером, что сводит влияние человеческого фактора к минимуму.
Известно, что на пищевом производстве большую роль играет квалифицированный персонал: технологи, наладчики, операторы. По сути, с уходом грамотного специалиста или его болезнью предприятие рискует получить вынужденные простои либо неожиданные поломки. Оборудование с электронной системой управления позволяет избежать подобных проблем. Здесь для быстрого запуска при начале рабочего цикла или после переналадки нужно лишь за считанные минуты выбрать необходимую производственную программу, заложенную в памяти компьютера. На оборудовании, не имеющем электронного меню, процедура ввода в нормальный рабочий режим может занимать 1-2 часа.
Отличительной чертой техники верхнего сегмента является также наличие сервоприводов с контроллерами, которыми управляет все тот же компьютер. Это, прежде всего, дает более тонкую и слаженную работу всей линии, обеспечивая тем самым большую производительность при более высоком качестве конечной продукции и минимальном проценте отходов. Наличие техники с «мозгами» позволяет также осуществлять взаимодействие между различными машинами, значительно повышая эффективность производства.
В общем, оборудование этого сегмента характеризуется высокой точностью и гибкостью процесса фасовки, дозирования или экструзии, что особенно важно не только при производстве, например, многослойных рулетов, но и эскимо, рожков с круглым верхом и другой порционной продукции. При стопроцентной синхронизации скорости движения конвейера и процесса дозирования можно добиться, в частности, максимально большой и правильной формы шапки у рожка.
Промышленное оборудование оснащено также системой предупредительной профилактики, когда машина сама напоминает оператору о необходимости проведения планового технического обслуживания.
Стоимость высокотехнологичных линий, имеющих производительность порядка 18.000 порций в час, колеблется в пределах от 1 до 2 млн. евро в зависимости от типа и комплектации. При этом нельзя не принимать во внимание их высокую эффективность. Так, к примеру, Tetra Pak декларирует максимум 3% отходов. Срок службы оборудования из верхнего сегмента 15-25 лет.
В чем отличие техники Tetra Pak и Gram Equipment? Два гиганта имеют примерно одинаковый уровень технологий. Если одна из них начала выпускать новинку, то вторая тут же готовит симметричный ответ, дабы не потерять свою долю рынка. Или новое оборудование разрабатывается параллельно.
Вот пример технологических состязаний, направленных на улучшение внешнего вида и консистенции холодного десерта. Известно, скажем, что производители мороженого озабочены проблемой включения в продукт крупных добавок (орехов, ягод и т.д.). На обычной экструзионной линии струна, с помощью которой режутся порции, может зацепиться за крупный ингредиент и испортить правильную форму продукта.
Компания Tetra Pak испытывает специальную систему гильотинного отрезания Nice Cut, конструкция которой предназначена для работы на экструзионных линиях и идеального отрезания порционного мороженого с включением крупных ягод, кусочков орехов и фруктов. А инженеры Gram Equipment разработали устройство включения крупных добавок в экструзионное мороженое («GLIC»), где режущая струна заменена специальными ножами, которые при помощи сервомоторов на высокой скорости аккуратно режут мороженое с крупными добавками. Цена новинки около 120 тыс. евро.
Tetra Pak предлагает установку для трехмерной формовки экструзионного мороженого, которая позволяет придать продукту любую сложную форму, например, воспроизвести образы сказочных героев. Или — приурочить выпуск мороженого к какому либо знаменательному событию, украсив его оригинальным рельефным изображением. Стоимость такой новинки около 200 тыс. евро. В свою очередь Gram Equipment предлагает экструдерное устройство для трехмерного мороженого с украшением из шоколада, с помощью которого можно выпускать, например, сотовый телефон с шоколадными кнопками или арбузную корку с косточками из шоколада. Цена новинки около 140 тыс. евро.
Tetra Pak разработал принципиально новый дозатор для эскимогенераторов, позволяющий получить на линиях подобного типа продукт со стопроцентной взбитостью и возможностью включения крупных (до 15 мм.) ингредиентов. Новинка может быть установлена на эскимогенератор любого типа и позволяет повысить эффективность линии на 30%. У компании Gram похожая разработка существует многие годы — дозатор с нижним наполнением, который обеспечивает консистенцию продукта, близкую к экструзионному мороженому.
Tetra Pak декларирует преимущество своей удобной и надежной в эксплуатации системы переноса экструзионного мороженого «Дино» в виде робота. В отличие от традиционного цепного конвейера с захватами, робот при любой скорости работает стабильно, гарантируя равномерное покрытие продукта шоколадом, а также более надежный съем продукта с меньшим процентом брака. Подобная роботизированная система переноса с успехом применяется и
на оборудовании компании Gram Equipment.
Специалисты Tetra Pak настолько отработали традиционную систему окунания, что мороженщики, использующие ее, перестали иметь проблемы с перемалыванием крупных орехов. Компания Gram Equipment свою систему окунания модернизировала. В разработанном устройстве вместо насоса используются два поршня, что полностью исключает дробление ореха и попадание фрагментов сломанных деревянных палочек на мороженое. Новинка с успехом опробована на мороженом «Магнат» от «Инмарко».
Другие направления «технологических сражений» — снова борьба за уменьшение процента брака, а также за увеличение долговечности оборудования и его гигиеничности. Таким образом, обе компании во многом формируют мировой рынок мороженого.
Средний сегмент
Ограниченные возможности российских мороженщиков в плане инвестиций порождают высокий спрос на менее капиталоемкое оборудование. Основные продажи и самая острая конкуренция разворачиваются именно в среднем сегменте, поскольку в России основная масса производителей мороженого — это мелкие и средние фирмы с объемом производства до 5-6 тыс. т. в год.
Gram и Tetra Pak хорошо заметны и в этом сегменте, где они предлагают широкий ассортимент технологических линий, фризеров, фруктопитателей и наполнительного оборудования. Однако здесь конкуренцию им составляют поставщики более дешевого оборудования.
Среди них наиболее заметны итальянские Cogil, Tekno Ice, Catta 27, польская Schnober, российские фирмы — «Лига», «Простор Л». Есть также ряд других чешских, польских и отечественных фирм.
Один из крупных поставщиков оборудования на российском рынке в среднем сегменте — итальянская компания Cogil. В ее ассортименте: экструзионные линии, эскимогенераторы, фасовочные машины, фруктопитатели, пульсирующие насосы, дозаторы для семейного мороженого и тортов, тортовые линии.
Основой любой фабрики мороженого является экструзионная линия. Особенность такой линии Cogil — в целом ряде продуманных «мелочей». Во-первых, цепи конвейера выполнены из высоколегированной стали (не поддается коррозии) и испытаны при работе с постоянно изменяющимися минусовыми температурами.
Во-вторых, захваты конвейера имеют эксцентриковую систему, которая более надежна в эксплуатации и не требует постоянной замены пружин. Мороженое не выпадает из захватов — количество брака минимально.
В-третьих, панель управления имеет развернутую схему работы холодильной установки с элементами самодиагностики, что позволяет оперативно контро-лировать работу скороморозильной камеры. В-четвертых, используется специальная роторная подача печенья и вафель при производстве мороженого типа «сэндвич». В отличие от традиционной шиберной системы, она располагается до тоннеля закаливания. Эта технология позволяет получить красивый ровный брикет (отделение мороженого от печенья исключено). Кроме того, существенно расширяется ассортимент сэндвича: от традиционного брикета с прямоугольным печеньем до круглого или половинчатого типа «maxibon».
Эскимо-генератор от Cogil, несмотря на свою компактность и небольшие габаритные размеры, позволяет производить все виды продуктов на палочке (эскимо, фруктовый лед и пр.). Особенность этого оборудования — в наличии цельнотянутых форм и каркаса жесткости с внутренней стороны стола. Это обеспечивает долговременную службу стола, позволяет избежать деформации форм и появления трещин на их поверхности, а также дает идеальную форму получаемого продукта.
Среди российских производителей оборудования в среднем сегменте можно выделить саратовскую компанию «Лига».
Продолжение следует.
«Империя холода», апрель 2004 г.



Империя холода © 2003