НАШИ ПАРТНЕРЫ КОНТАКТЫ НА ГЛАВНУЮ

Журнал
Обзоры рынков
Торговая площадка
Специалистам отрасли
НОВОСТИ

23-25 мая 2017 г в МВЦ «Крокус Экспо» состоялась крупнейшая международная выставка инновационных технологий для АПК «Мясная промышленность. Курин...

Новое перспективное направление -- «Рыба и морепродукты» будет представлено на международной выставке VIV Russia 2017. В рамках выставки состоится меж...
ГК «Дикси» провела стратегическую встречу с бизнес партнерами. На это мероприятие собралось более 1000 ведущих поставщиков группы. По итогам этой встр...

 30 июня 2016 года в 16.00 приглашаем руководителей бизнесов, топ менеджеров компаний и руководителей малого и среднего звена на территорию...


С 1 по 3 июня 2016 г. ГК «ЭФКО», крупнейший вертикально-интегрированный холдинг на российском рынке масложировой продукции, провела 10-ю Междунар...

Архив новостей   
















   

Молочного сырья стало меньше

  В 2004 г. в сибирских регионах произошло общее снижение производства молока в среднем на 8,2%. Но инвестиционная привлекательность отрасли сохраняется.
Местные молзаводы оказались не готовы к работе в условиях дефицита сырья и пошли на сокращение ассортимента продукции. Освободившееся место на полках магазинов заняла продукция Danone и «Вимм-Билль-Данн». Не исключено, что эти же компании станут уже в 2005 г. и инвесторами местных производителей молочного сырья.
Лидером отрасли среди сибирских регионов пока остается Алтайский край. Тем более явно снижение показателей, происшедшее здесь в 2004 г. Производство молока снизилось на 6,4%, масла - на 7,9%. Благоприятные для производства продуктов молочной группы климатические условия Алтая и традиции, доставшиеся в наследство отрасли от советской эпохи, не стали конкурентными преимуществами, обеспечивающими динамичное развитие. Ограниченные финансовые ресурсы местных предприятий, неэффективные системы управления производством и нарастающий дефицит сырьевой базы пока не позволяют региону, который позиционируется как один из лидеров отрасли в Сибири, занять со своей продукцией достойную нишу на отечественном рынке.
По словам исполнительного директора Российского Союза предприятий молочной отрасли Владимира Лабинова, несмотря на плавный рост производства, в целом по стране, будущее этой отрасли довольно туманно из-за ограниченного потребительского спроса. Причинами низкого уровня потребления продуктов молочной группы в России эксперты называют изменение потребительских предпочтений россиян в пользу немолочных изделий. А также - низкий социальный статус основной массы потребителей.
Между тем, учитывая неубедительные экспортные перспективы российских производителей молочных продуктов, внутренний потребительский рынок приобретает для них особое значение. Однако продвижение отечественной продукции на этот рынок сдерживается рядом факторов.
«По сравнению с европейскими странами россияне в 2-3 раза меньше потребляют молока, масла и сыров. В то же время наблюдается устойчивый рост импорта молочной продукции. Причем рост импорта опережает рост производства в молочной промышленности страны. Сложившаяся ситуация вызывает необходимость принятия мер по защите внутреннего рынка методом тарифного регулирования. И если раньше наш союз выступал против такой протекционистской политики, то теперь ее поддерживает», -- подчеркнул Владимир Лабинов.
Одновременно участники прошедшего в октябре 2004 г. конгресса «Молочная промышленность Сибири» отметили рост инвестиционной привлекательности отрасли, что, несомненно, вызывает некоторый оптимизм. Иностранные инвесторы не только приходят в отечественную молочную промышленность со своими капиталами, но и организуют здесь собственное производство. В этом свете наиболее показателен пример концерна Danone, который за 12 лет сумел занять лидирующее место в отрасли по объемам реализации продукции в России.
Конкурентное преимущество лидеров -- компаний Danone и «Вимм-Билль-Данн» -- заключается в лучшей обеспеченности сырьем. Существенные сырьевые запасы, в том числе и сухого молока, в этих компаниях сформировались благодаря политике в работе с производителями молочного сырья. Объемы инвестирования со стороны Danone и «Вимм-Билль-Данн» в хозяйства всех уровней не сопоставимы с той поддержкой, которую в состоянии оказать местные переработчики.
Вместе с тем аналитики полагают, что и для российских предприятий внутренний рынок еще не потерян. Однако отстоять его можно лишь сделав ставку на качество продукции и эффективный менеджмент. Локальные успехи на этом пути уже достигнуты, о чем свидетельствует опыт вновь образованного предприятия «Росагрокомплекс», сумевшего стать лидером рынка творожных сырков. Все более жесткую конкуренцию промышленным гигантам из Москвы и Санкт-Петербурга навязывают провинциальные компании. Так, Кировский и Волгоградский молзаводы укрепляют свои позиции на рынке цельномолочной продукции.
На этом фоне состояние отрасли в Сибири, и прежде всего на Алтае, вызывает у экспертов разочарование. За исключением Рубцовского молочного комбината («Вимм-Билль-Данн»), сумевшего в рекордно короткие сроки увеличить объемы производства сыра до 30 т. в сутки. Иных примеров качественного либо количественного прорыва в молочной отрасли Алтая на конгрессе не прозвучало.
Как отметил профессор Кемеровского Института пищевой промышленности Лев Остроумов, на Алтае на долю частного сектора уже приходится более половины общего объема производства молока, однако процесс организации на молкомбинатах переработки продукции, полученной в этом секторе, находится на крайне низком уровне. До сих пор здесь все делается по старинке. На уровне 1960-1970 г.г. осталось и качество продукции, поскольку в погоне за объемами производители не уделяют этому должного внимания».
«Произошедшее в этом году падение объемов производства молока в регионе обусловлено в том числе повышением рентабельности зернопереработки, на которую и переориентировались производители, -- говорит директор департамента пищевой и пищеперерабатывающей промышленности администрации Алтайского края Николай Кустов. -- Тем не менее в отрасли есть и положительные тенденции: активно ведется модернизация производства, качество продукции сохраняет свою высокую конкурентоспособность -- из общего объема 70% поставляется за пределы края». Кроме того, одной из наиболее заметных тенденций в отрасли стала концентрация производства. Например, в Алтайском крае за последние годы доля крупных предприятий в общем объеме производства молока и молочной продукции возросла с 63% до 78%.
По общим оценкам участников конгресса, резервы для дальнейшего роста в отрасли следует искать в том числе и в расширении ассортимента продукции. По мнению директора ГНУ ВНИМИ Владимира Харитонова, перспективы развития молочной промышленности должны быть связаны с организацией выпуска продуктов для различных социальных и возрастных групп, а также с разработкой продуктов здорового и функционального питания. «К сожалению, молочное производство еще не стало полноценной сферой бизнеса, - делает вывод Владимир Лабинов. - И до тех пор, пока здесь не будут приняты на вооружение рыночные принципы, мы будем отставать от зарубежных конкурентов». Континент Сибирь
«Империя холода», февраль 2005 г.



Империя холода © 2003