НАШИ ПАРТНЕРЫ КОНТАКТЫ НА ГЛАВНУЮ

Журнал
Обзоры рынков
Торговая площадка
Специалистам отрасли
НОВОСТИ

23-25 мая 2017 г в МВЦ «Крокус Экспо» состоялась крупнейшая международная выставка инновационных технологий для АПК «Мясная промышленность. Курин...

Новое перспективное направление -- «Рыба и морепродукты» будет представлено на международной выставке VIV Russia 2017. В рамках выставки состоится меж...
ГК «Дикси» провела стратегическую встречу с бизнес партнерами. На это мероприятие собралось более 1000 ведущих поставщиков группы. По итогам этой встр...

 30 июня 2016 года в 16.00 приглашаем руководителей бизнесов, топ менеджеров компаний и руководителей малого и среднего звена на территорию...


С 1 по 3 июня 2016 г. ГК «ЭФКО», крупнейший вертикально-интегрированный холдинг на российском рынке масложировой продукции, провела 10-ю Междунар...

Архив новостей   
















   

Лидеры укрупняются

  Галина Климова, Наталья Филимонова, обозреватели журнала «Империя холода»

Консолидация активов ведущими игроками российского рынка мороженого может привести к тому, что самые крупные мощности перейдут в руки одного из западных производителей.
По объемам инвестиций российская пищевая промышленность занимает второе место после топливно-энергетического комплекса. А, по ряду оценок, она даже вышла по этому показателю на первую позицию. Дошла эта тенденция и до рынка мороженого, который выходит сегодня на новый виток конкуренции.
Портфельные инвестиции и кредиты позволили ряду ведущих игроков модернизировать производственные мощности, а затем существенно расширить их и приобрести новые.
Примеры тому -- компании «Инмарко» (мощности в Омске и Новосибирске), «Русский Холодъ» (владеет «Алтайхолодом» и строит крупную современную фабрику мороженого в столичном регионе), «АльтерВЕСТ» (приобрел фабрику в Германии), «Рамзай» (купил фабрики «Сервис Холод» и «Айс-Фили» на паях с крупным западным инвестором). «Талосто» также поглотила два предприятия -- «Смайл» и совсем недавно «Метелицу».
Процесс укрупнения не завершен, но его результаты уже впечатляют. Только за 6 мес. 2005 г. выручка группы «Талосто» по сравнению с 2004 г. выросла на 23% ($6,6 млн.), объем производства мороженого -- на 21,8% (12 тыс.т.).
Как сказал журналу «Империя холода» генеральный директор ЗАО «Талосто» Алексей Абросимов, это произошло не столько за счет мощностей завода «Смайл», сколько за счет сокращения затрат и более эффективного управления. Приобретенный комбинат в Озерах еще модернизируется: в 2006 г. здесь планируется выпустить 8,4 тыс. т. продукции, а в 2007 г. -- 15 тыс. т. Одновременно «Талосто» увеличила выпуск замороженного теста на 13,3% и расширила продуктовый портфель за счет нового направления -- пиццы. Хотя следует отметить, что выпуск замороженных полуфабрикатов в целом практически не увеличился (12,7 тыс. т.).
По словам Алексея Абросимова, приобретение «Метелицы» увеличило долю группы «Талосто» на рынке мороженого до 9%, и она стала здесь полноправным лидером. В 2006 г. планируется увеличить эту долю до 11% за счет дальнейшего развития площадок «Метелицы» и «Смайла». Примечательно, что стратегическая цель «Инмарко» -- 20% рынка к 2008 г. Ту же цель преследуют «Русский Холодъ» и объединенный «Рамзай».
Какие выводы можно сделать из произошедшего в последнее время укрупнения лидеров отечественного рынка мороженого?
Первое. Такие качества, как открытость, современный уровень производства и активное продвижение брэндов, позволили ведущим игрокам рынка привлечь внимание инвесторов. Их партнерами стали: у «Инмарко» - ЕББР, у «Рамзая» - Fleming Family & Partners.
В связи с этим компания «Талосто» намерена инвестировать в развитие «Метелицы» на ближайшие три года $15 млн. и в развитие «Смайла» за 2005-2006 г. г. около $8 млн. В свою очередь компания «Инмарко» планирует начать в 2006 г. строительство нового производства мощностью 40 тыс. т. А «Рамзай» объявил о том, что доведет мощности «Айс-Фили» до 30 тыс. т.
Второе. Укрупнение и серьезные инвестиции позволяют каждой компании значительно увеличить выпуск мороженого, что стало новым шагом в развитии конкуренции на этом рынке. Состязательность укрупненных лидеров становится еще более жесткой, если судить по их притязаниям на долю российского рынка. Намерения в ближайшие годы придется подтвердить делом и тогда расклад станет более очевидным, чем сейчас. Если «Талосто», как объявлялось, приобретет предприятия в Южном, Уральском и Сибирском регионах, у этой компании по объемам консолидированных мощностей есть все шансы стать первой. Но после реализации «Русский Холодом» своих планов по вводу в строй всех строящихся мощностей пальма первенства может перейти к этому концерну.
Третье. Укрупненные лидеры должны делать серьезную ставку на построение региональных сбытовых сетей. Так концерн «Русский Холодъ» еще до начала строительства своей новой фабрики занялся открытием филиалов и представительств по всей России. Поскольку сбыт мороженого остается серьезной проблемой практически для всех отечественных производителей, этот путь, предваряющий развитие мощностей, представляется основательно просчитанным и весьма логичным. Не исключено, что укрупненные компании, имеющие другую стратегию, столкнутся с проблемой сбыта еще более остро, чем сегодня.
Четвертое. На этапе укрупнения возможна потеря качества продукции -- об этом говорит богатый мировой опыт слияний и поглощений. Но надо отдать должное компаниям «АльтерВЕСТ», «Инмарко» и «Рамзай», которые, несмотря на все сложности реорганизации, взяли курс на гостовские сорта мороженого (кстати, даже при меньших объемах выпуска это позволяет оправданно поднять цены на лакомство). Кроме того, они укрепляют имидж отечественного мороженого. «Русский Холодъ» в трудный период строительства фабрики не смог активно заниматься продвижением марок, но уровень их качества не уронил. И даже с успехом экспонировал свое мороженое на международной выставке Ануга 2005, где привлек внимание западных оптовых и розничных сетей. В то же самое время «АльтерВЕСТ» более крепко стал на ноги в Германии, где мороженое с российским менталитетом, судя по всему, не остается незамеченным. И здесь ведущую роль играет не только наличие пятимиллионной русскоязычной диаспоры, но и высокое качество продукта.
Пятое. Проблемы сбытового потенциала и качества мороженого -- не единственные на этом рынке. Они, кстати, тесно связаны с третьей, основополагающей проблемой -- низкой рентабельностью продукта. И ее через укрупнение тоже принципиально не решишь. Здесь необходим ряд дополнительных шагов, в том числе -- отказ от существенной части прибыли в пользу внятных рекламных кампаний, адекватного маркетинга и брэндинга.
Кстати, именно низкая рентабельность мороженого заставила производителей искать средства через выпуск облигаций. Об этом заявили компании «Инмарко» и «Талосто», решившие разместить трехлетний займ на 1 млрд. руб. в 2006 г.
Шестое. Первый этап, когда лидеры рынка стали инвестиционно привлекательными, позволил им укрупниться. На втором этапе, который потребует несколько лет напряженной работы, укрупненные компании смогут стать привлекательными с точки зрения их поглощения (приобретения, слияния) одним из мировых лидеров рынка мороженого или крупным игроком из другого сектора российской экономики, что также не исключается. Эту возможность, кстати, держит в уме каждый из крупных мороженщиков. (Хотя, например, по словам президента ГК «АльтерВЕСТ» Виктора Лутовинова, его цель -- сохранение контрольного пакета).
Сохранит ли отечественный рынок мороженого нынешнюю неплохую самобытность или все его многообразие сведется к нескольким весьма прозаичным, но хорошо рекламируемым видам продукции, покажет время. Но сегодня одно очевидно: при любом раскладе эту самобытность и разнообразие сортов мороженого смогут сберечь многие серьезные региональные компании, играющие на рынке вторые и третьи роли с точки зрения объемов производства. Учитывая основную тему этой публикации, мы их пока обошли стороной.
«Империя холода», декабрь 2005 г.



Империя холода © 2003